Западники

ЗАПАДНИКИ — направление русской общественной мысли 40-х гг. XIX в., противостоящее славянофилам. К западникам принято относить таких  мыслителей, как А.И.Герцен,  Т.Н.Грановский, Н.П.Огарев,  В.П.Боткин, Н. X. Кетчер, Е. Ф. Корш, П. Г. Крюков, К. Д. Кавелин, П. Я. Чаадаев и др. Тесную  идейную связь с западниками  поддерживали В. Г. Белинский, И. С.  Тургенев, П.В.Анненков и др.  Термин «западники» (как и  «славянофилы»), стихийно возникший в XIX в. в ходе дискуссий о путях развития России, следует считать условным, в полной мере не  отражающим сути воззрений  подразумеваемых под ним мыслителей. В действительности, их взгляды не укладываются в черно-белую схему только лишь  положительного отношения к Западу и только лишь отрицательного отношения к России. Для западников, как и для славянофилов, характерны стремление теоретически осмыслить историю России и Европы, их будущие перспективы, критика  бездумного заимствования и  подражательства Западу, осуждение  самодержавного произвола и  крепостничества. Воззрения западников и  славянофилов одинаково противостоят вульгарному материализму и  нигилизму, философии стяжательства и грубой силы. В отличие от  славянофилов западники делали акцент на творческом усвоении опыта  Западной Европы, особенно в области  общественно-политической, в то  время как славянофилы обращали  первоочередное внимание на  актуализацию положительных образцов отечественного наследия. Целью  социально-политических  преобразований российского общества как для либерального крыла западников, так и для славянофилов являлось  установление в России  либерально-демократических порядков,  подразумевающих отмену крепостного  права, обеспечение прав и свобод  личности, свободы слова, печати и др. Для достижения этих целей  западники предусматривали  необходимость радикальных методов  борьбы, настаивали на коренной ломке, традиций российского общества.  Западники скептически или  полностью отрицательно относились к  исторической роли православия и не находили в нем достаточного  потенциала быть основой для будущего развития России. Допетровский  период русской истории оценивался ими отрицательно, лишь как  проявление отсталости и косности. Западников, как правило, мало  занимали философско-метафизиче ские вопросы, основное  внимание они сосредоточили на  общественно-политической борьбе. Славянофильское стремление к возрождению народного быта, поддержанию и сохранению  народных традиций и обычаев  воспринималось западниками как искусственное и карнавальное, аналогично тому, как  славянофилам воззрения западников  представлялись пустым  подражательством, «европейничанием»,  оторванным от реалий России.  Непониманию между двумя партиями способствовала острота  общественных противоречий,  требовавшая незамедлительных  политических решений, а также  цензурные и иные ограничения  (характерные для царствования  Николая I), не дававшие  возможности обсуждать  общественно-политические вопросы в полной  мере открыто и гласно.

Рекомендуем прочитать