Вышеславцев

ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис  Петрович (1877—1954) — философ, специалист по этике, социальной философии, истории философии, религии. Окончил юридический факультет Московского  университета. Сначала занимался  адвокатурой, затем включился в  научно-философские исследования. Вел  научную работу в Марбургском  университете. Читал курс «История политических учений» на  юридическом факультете Московского университета, где в 1917г. был избран экстраординарным  профессором. В 1922 г. выслан из  России. Жил в Берлине, работал в  Религиозно-философской академии. С середины 20-х гг. — в Париже, редактор издательства ИМ КА-пресс. После войны  переселился в Швейцарию, скончался в  Женеве. Основные темы творчества Вышеславцева: социальная  философия и философская  антропология. Значительное место в его исследованиях занимают  проблемы иррационального («Этика Фихте», М., 1914). Он  настойчиво подчеркивал ведущую роль интуиции в познании. Интерес к проблеме иррационального и широкое понимание задач  философской антропологии сблизили его с психоаналитической  школой К. Г. Юнга. Наиболее  значительная из работ в этой области — «Этика преображенного  Эроса» (Париж, 1931. Переиздана в 1994 г. в Москве). Многие труды Вышеславцева связаны с  богословием, с размышлением об  образе Божьем в человеке.  Вышеславцев плодотворно работал над темой «философия сердца». Его труд «Сердце в  христианской и индийской мистике»  (Париж, 1929) явился первым  опытом в систематизации  православно-христианского учения о  сердце, о его роли в русской  духовности. Исследовал также  проблему кризиса, связанного с  урбанизацией жизни,  возникновением стандартизованной  массовой культуры. Значительный  интерес представляют  исследования Вышеславцевым природы и специфики русской философии («Вечное в русской философии». Нью-Йорк, 1955. Переиздана в книге «Этика преображенного Эроса». М., 1994).

Рекомендуем прочитать