Всеединство

 ВСЕЕДИНСТВО — одно из центральных понятий ряда философских систем, означающее принцип совершенного единства множества различных элементов. Понятие всеединства основано на древней идее о том, что «все существует во всем». Первую подробную разработку понятие всеединства получило в неоплатонизме, у Плотина. Всеединство понималось им в качестве принципа внутреннего устройства бытия. Устройством в соответствии с всеединством обладает не чувственно воспринимаемый мир, а мир «умопостигаемый», т. е. мир мыслимый, идеальный. В материальном мире всеединство искажено, сохраняется в неполном виде. Принцип всеединства означает гармоническое сочетание различных элементов так, что соединение их в единое целое достигается не за счет ущемления отдельных элементов, а напротив — за счет полноты жизненных проявлений каждого отдельного элемента. Дальнейшее развитие идея всеединства получила в патристике, где оно трактуется как содержащееся в Боге собрание прообразов (парадигм) всех вещей, «предвечных замыслов» Бога о мире. В эпоху Возрождения понятие всеединства разрабатывалось в философии Николая Кузанского. В русской философии всеединство занимает особое место в концепциях Вл. Соловьева, С.Булгакова, Л.Карсавина и др. У Вл. Соловьева всеединство трактуется как единство истины, добра и красоты. Одновременно это система цельного знания, в котором соответствующее место должны занять различные философские системы прошлого. По принципу стремления к всеединству существуют все жизнеспособные целостности, в том числе человеческие сообщества. В буддизме по принципу всеединства построены многие ключевые символы. Эмблемой всеединства часто служил лотос, семя которого содержит миниатюрное подобие целого растения. Известное наглядное пособие всеединства Л. Карсавин усматривал в русской «матрешке».

Рекомендуем прочитать