Веданта

ВЕДАНТА (завершение Вед) — наиболее известная и  влиятельная система  древнеиндийской философии, основа  индуизма, одна из шести классических систем индийской философии, ориентирующихся на авторитет Вед. Ее основные положения  изложены в «Брахма-сутре» Бадара яны (II—III вв.) — афоризмы,  систематизирующие философские учения главным образом Упани шад, — ив комментариях на эти сутры, составленных позже: адвайта-веданта Шанкары (конец VIII—IX вв.) и вишишта-адвайта Рамануджи (XI—ХПвв.). Веданта признает единственным  источником всего сущего Абсолютную реальность, Брахмана. Духовное начало каждого индивида, его Атман, тождествен Брахману.  Материальная вселенная является  результатом действия майи,  материальной причины, на которую Брахман воздействует наподобие магнита, возбуждая ее  активность. Поэтому созданный  материальный мир — лишь иллюзия. Истинный мудрец стремится,  познав свой Атман, свое внутреннее «Я», слиться с Брахманом и  достичь таким образом покоя.  Веданта играла ведущую роль среди ортодоксальных систем индийской философии и оказала заметное  влияние на развитие  философско-религиозной мысли Индии в XIX— XX вв. (учения Вивекананды, Рам мохана Рая. Гхоша, Рамакришны, Радхакришнана и др). ВЕДЫ (санскр.: веда — знание, ведение) — совокупность  древнеиндийских священных текстов,  создававшихся примерно с середины 2-го тысячелетия до н. э. до VI в. до н. э. и легших в основу индийской  философии. Древнейшую часть Вед  составляют четыре сборника (самхи ты): Ригведа (гимны в честь богов), Яджурведа (жертвенные формулы и гимны), Самаведа (религиозные песнопения), Атхарваведа  (заклинания). Позже в результате толкований и комментирования возникла  обширная ведическая литература, к  которой наряду с Ведами относятся брахманы (богословские трактаты), араньяки («лесные книги» —  предназначенные для отшельников) и упанишады (от слов: «сидеть у ног учителя» — религиозные и  философские тексты, главный источник религиозно-философской системы веданты). Веды имели огромное  значение для развития  древнеиндийского умозрения, а также  современной философии. Среди богатейшего фонда идей, предложенных Ведами, — идея колоссальности  пространственно-временного мира; учение о всеобщем единстве и о лежащем в его основе вечно сущем (брахмане); вера в нравственный  миропорядок вселенной (рита); закон  справедливости (карма), действие  которого распространяется на  богов, людей, небесные тела и все сущее; понятие сансары (самса ры) как кругооборота  повторяющихся рождений; мокши как  освобождения, преодоления  индивидом зависимости от мира;  понимание конечной цели  человеческой жизни как воссоединение с абсолютным духовным началом и разработка конкретных  практических путей к этому. В  зависимости от отношения к текстам Вед системы индийской философии разделяют на две большие  группы: ортодоксальные (астика), признающие авторитет Вед  (миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика) и  неортодоксальные (настика), отвергающие авторитет Вед (буддизм,  джайнизм и материалистическая  школа чарвака или локаята).

Рекомендуем прочитать