Утопия и антиутопия

УТОПИЯ И АНТИУТОПИЯ. Утопия: 1) образ идеального  общественного устройства; 2)  литературный жанр; 3) стиль мышления. Термин заимствован из книги Т. Мора «Золотая книга, столь же  полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и новом  острове Утопии» (1516), впоследствии получившей сокращенное  наименование «Утопия». В греческом языке «топос» — место. Приставка «у» могла происходить либо от греч. «ои»—тогда получается «место,  которого нет», либо от «ей» — тогда автономия, «хорошее место». У  Мора название острова построено на каламбуре. Утопия — и как  литературный жанр, и как стиль мышления — всегда исходит из недовольства существующим положением вещей, она всегда ориентирована на некий желаемый идеал устройства  общества. Однако четких критериев,  позволяющих отделить политический проект преобразования общества от утопического прожекта, утописта от реформатора, революционера,  моралиста, футурологический прогноз от утопического романа, — нет. Долгое время утопия связывалась с  критерием нереализуемости. Однако на утопии можно посмотреть через призму самой науки, включив в нее, сочтя их мыслительными  экспериментами. Поскольку термин  «утопия» может нести оценочную  нагрузку, важно помнить о  расплывчатости его границ. Отнесение к  утопии и антиутопии осуществляется на основании комплекса признаков. Важнейшей отличительной чертой является их «черно-белый»  характер. Утопия последовательно  проектирует предельно идеальный мир, антиутопия —  последовательно ужасный. Существуют различные классификации  утопий, что свидетельствует о  многообразии этого явления.  Например, к утопии места можно  причислить «Утопию» Мора, «Город Солнца» Кампанеллы, «Новую Атлантиду» Бэкона, «Добавление к «Путешествию» Бугенвиля» Дидро, «Микромегас» Вольтера и др.; к утопии времени — теорию «золотого века» Гесиода,  христианскую утопию итальянца XII в. И. Флорского, «Год 2440» Мерсье (1771), «В 2000 году» Беллани (1888), да и саму идею царства Божьего. Отношение к утопии в культуре сформировалось  двойственное. Утопия будет жива до тех пор, пока жива в человечестве надежда на возможность лучшей жизни. Без утопии невозможен прогресс, так как она выражает недовольство существующей  ситуацией, предлагает веер  вариантов развития. Но в то же время  насильственное буквальное  воплощение в жизнь «идеальной»  модели социума оборачивается  трагедией для человека. Это было справедливо не только для стран, пытавшихся построить  счастливое общество — социализм.  Пример яркий, но не единственный. Другим  примером-предостережением служат тоталитарные  религиозные секты. Известны случаи, когда лидеры этих сект заставляли целую общину покончить жизнь самоубийством. Вероятно, к  утопиям надо относиться так, как  рекомендует русская народная мудрость относиться к сказкам: в них есть своя ложь и свой намек... Критика утопий осуществляется не только в политологии,  литературоведении, но и средствами самой литературы. Антиутопии также  называют негативными утопиями, какотопиями (греч. «какое» —  плохой), дистопиями (перевернутая утопия). Задача антиутопий —  показать кошмары, а не идиллии. В них изображаются общества, которые ни в коем случае нельзя считать  идеальными. Антиутопии показывают, что происходит с человеком при унификации жизни, вызванной  желанием одарить одинаковым для всех счастьем. Но то, что для  одного является благом, для другого — зло. Люди со своими  потребностями, физиологическими  особенностями, культурными  запросами разные. Универсализация, типизация жизни требует  организации планомерного тотального насилия над человеком. Когда другого хотят  облагодетельствовать, зная за него и вместо него, что есть счастье, — тогда  рождается тоталитарная, репрессивная система. Классическими  антиутопиями являются «Мы»  Замятина, «Ферма животных» и «1984» Оруэлла, «Механический апельсин» и «1985» Берджесса, «Повелитель мух» Голдинга. ф ФАКТ — общенаучная и  философская категория, обозначающая конечные единицы изучаемого предмета, знание о которых должно обладать достоверностью.  Фактическое в этом смысле означает нечто абсолютно истинное, являющееся последним аргументом в  теоретических спорах. Факты составляют  базис, фундамент науки, поэтому  точность, строгая истинность их бытия должна быть наибольшей по  сравнению с остальными элементами  теории. Факты обладают всеобщей  методологической значимостью и  доказательной силой именно по  причине своей объективности и  независимости от субъекта и от любых его интерпретаций, всегда оставаясь единством абсолютно познанного, гипотетически изучаемого и  непознанного. Противоречия фактов и  теории, являясь частным случаем  противоречия между материальным и духовным, служит основной  движущей силой развития познания.

Похожие материалы

Рекомендуем прочитать