Универсалии

УНИВЕРСАЛИИ (лат. univar salis — общий) — общее, общие  понятия. Проблема универсалий,  восходящая к учениям об общем и  единичном Антисфена, Аристиппа, Платона и Аристотеля, в явном виде сформулирована Порфирием  («Введение» к «Категориям»  Аристотеля): являются ли роды и виды  субстанциями или просто концептами, и если субстанциями, то телесными или бестелесными; существуют ли они отдельно от чувственных  вещей, внутри них или связаны с  ними. Перевод на латынь и  комментарии к «Введению» Порфирия,  сделанные Боэцием, положили начало дискуссии об универсалиях в  средневековой философии. В передаче Боэция проблема универсалий  представлена как вопрос о том,  существует ли общее (в первую очередь  роды и виды) как самостоятельное  бытие или оно образуется мышлением. В схоластике сложилось три  основных направления в решении  проблемы универсалий: номинализм,  концептуализм и реализм. Выделение этих направлений достаточно  условно, они имеют различные  промежуточные формы. Согласно  реализму (лат. realis — вещественный, действительный), универсалии обладают онтологическим  статусом, общее существует реально, объективно, независимо от  человеческого мышления. Крайний реализм, восходящий к учению об идеях Платона, утверждал, что общее реально и вместе с тем  независимо от единичных вещей, существует «до них». При этом общее целиком присутствует в единичных вещах, подобно тому, как идея человека, относясь  одновременно ко всему множеству людей, объективно существует в «идеальном мире» Платона «до» конкретных людей и целиком присутствует в каждом человеке. К представителям крайнего  (платоновского) реализма относятся Эриугена (8107—877?), Гильом из Шампо ( 1068—1121), Ансельм Кентерберийский ( 1033—1109). Особенности реализма Ансельма Кентерберийского связаны с  признанием того, что универсалии существуют объективно — в  божественном разуме, но не отдельно от человеческого или  божественного ума и единичных вещей. С  точки зрения умеренного реализма, корни которого уходят в  аристотелевское учение о форме, общее  существует реально, но в самих  единичных вещах, а не «до» них. Также как форма Аристотеля, являясь  одной и той же и вместе с тем общей для множества вещей, относится не к классу вещей как к целому, а отдельно к каждой вещи, общее в действительности не существует отдельно от единичного. К  течению умеренного  (аристотелевского) реализма примыкали Альберт Великий (11937—1280), Ф. Аквинский (1225/26/277—1274), Ф.Суарес (1548—1617). Согласно Ф.Аквинскому, универсалии существуют трояко: до вещей — в божественном разуме, как их идеи, прообразы; в вещах как их сущности, и после  вещей — как понятия человеческого ума. С позиции номинализма (лат. nomen — имя, наименование, nominalis — относящийся к  именам), реальным существованием  обладают только единичные вещи,  общее возникает «после вещей»,  является результатом человеческого мышления. Носителем общего  служит произнесенное имя, общее  реально существует только как «звук голоса». Номиналистическую  позицию занимали Росцелин (1050— 1110), Иоанн Дуне Скотт (1266—1308), Уильям Оккам (1285—1349). Умеренной формой номинализма является  концептуализм, утверждавший, что  реальным существованием обладают только единичные вещи, которые в свою очередь имеют сходные признаки. Универсалии же  представляют собой выраженные  словом концепты (от лат. conceptus — понятие), возникающие в  процессе объединения в уме сходных признаков единичных вещей.  Концептуалистической позиции  придерживался П. Абеляр (1079— 1142). В Новое время  реалистическая тенденция по вопросу об  универсалиях развивалась Мальбраншем, номиналистическая — Гоббсом и Локком.

Рекомендуем прочитать