Тулмин

ТУЛМИН Стивен Эделстон (р. 1922) — американский философ, представитель постпозитивизма, последней, завершающей «волны» позитивизма. Для постпозитивизма в целом характерно признание того, что отрицали первые исторические формы позитивизма, а именно  взаимосвязи научного и  общекультурного сознания, вплетенности науки в культурный контекст. В 60-е гг. XX в. Тулмин выдвигает идею о том, что в процессе научного  познания исторически формируются и функционируют различные  стандарты рациональности и способы понимания, лежащие в основе  научных теорий. Рациональность  научного знания и есть соответствие его принятым стандартам понимания. То, что не укладывается в схему  понимания, считается аномалией, и должно быть устранено дальнейшей эволюцией научного понимания. Основные черты эволюции науки схожи, по Тулмину, с дарвиновской схемой эволюции биологических видов. Аналогом последних  являются научные концептуальные  системы. Их содержание изменяется, что влечет за собой изменение целей и методов научной деятельности;  концептуальные новшества при этом уравновешиваются критическим  отбором. Механизм эволюции  концептуальных систем в науке,  согласно Тулмину, состоит в их  взаимодействии с внутри-научными  (интеллектуальными, логическими) и вне-научными (социальными, психологическими,  экономическими и т.д.) факторами.  Эволюция стандартов понимания  напрямую зависит от исторически  меняющихся стандартов  рациональности мышления, ее  социально-культурных типов и форм. В свою очередь, имеется и  обратное влияние. Внешняя  (фактическая) и внутренняя (рационально реконструируемая) истории  науки взаимодополняют друг друга. Тем самым Тулмин преодолевает ограниченный логицизм  позитивизма, пытавшегося представить науку как независимый от  остальной культуры феномен, а ученого — как внеисторический «чистый субъект». Требование  конкретно-исторического подхода к  анализу истории науки с  использованием материала психологии,  социологии, экономической  истории и др. является важным  достижением Тулмина. Анализируя  область гуманитарного, Тулмин приходит к выводу о том, что  вообще всякие нормы и системы суждений (например, моральные или религиозные) зависят от  совокупности принятых в  конкретном историко-культурном  контексте правил и способов  объяснения и понимания.

Рекомендуем прочитать