Тейяр де Шарден

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН Пьер (1881—1955) — французский  теолог, философ и естествоиспытатель, один из первооткрывателей  синантропа. Воспитанник иезуитского  колледжа, Тейяр в 18 лет вступает в «Орден Иисуса». Вся его  дальнейшая деятельность протекает под контролем Ватикана. При жизни Тейяра его философские и  эволюционные воззрения были мало известны, т. к. он соблюдал запрет, наложенный орденской властью на публикацию его произведений. Цель философии Тейяра —  раскрыть причины и содержание эволюционного развития  Вселенной, приведшего к появлению  человека, посредством синтеза  научных данных и религиозного опыта. Человек, по Тейяру, не  статичный центр мира (такое  представление о человеке характерно для ортодоксальной  католической доктрины), а ось и вершина эволюции. Суть разработанной Тейяром эволюционной  концепции вкратце такова: 1) материя и дух изначально неразделимы. «Ткань универсума» —  субстанция одухотворенная. Энергия как свойство материи имеет две  составляющих: а) тангенциальную, или физическую (подчиненную закону сохранения энергии и принципу энтропии),  обеспечивающую связь и компоновку  элементов Вселенной и б)  радиальную, или духовную (не  подчиняющуюся никаким законам),  действие которой направлено вперед и вверх в порядке усложнения; 2) эволюция мироздания (космогенез) проходит три основных этапа: а) преджизнь —  формирование химических элементов,  галактик, звезд и планет, оболочка Земли покрывается водно-солевым раствором (возникают  благоприятные условия для образования  сложных белковых соединений); б) жизнь — развитие и усложнение всех форм живых организмов и в) мысль — возникновение человека и истории человечества до наших дней. Третий этап завершается  формированием сферы духа или  «ноосферы», что ведет за собой  гипотетический четвертый этап — выход в сверхжизнь к духовному эпицентру мироздания — «точке Омега»;  этому понятию Тейяр придает особое значение; 3) именно посредством действия «точки Омега» мир, по  выражению Тейяра, «ускользает от  энтропии». Омега есть первопричина возникновения мира и вместе с тем конечное следствие его эволюции. Атрибутами Омеги являются  наличность, автономность,  необратимость «и, в конечном счете,  трансцендентность». «Инструмент»  Омеги — радиальная составляющая единой космической энергии,  действие на мир, осуществляемое с  помощью этого инструмента —  любовь, смысл действия —  концентрация, сосредоточение любви в самом себе обратно пропорционально  разлагающейся под влиянием энтропии физической материи. По всей  видимости, соотносимость понятий Омеги и Бога (в общерелигиозном смысле) весьма неопределенна. Омега — гораздо более  философское, нежели теологическое  понятие. Учение Тейяра оказало  большое влияние на развитие как  научной, так и религиозной мысли XX в.

Похожие материалы

Рекомендуем прочитать