Существование

СУЩЕСТВОВАНИЕ  категория онтологии для обозначения бытия, возникающего из  сущности, наличного бытия вещей.  Различение существования и  сущности впервые было  сформулировано Гильомом из Оверни под  влиянием Авиценны как двух  значений бытия: 1) просто указание на существование, не входящее в  определение сущности вещи; 2)  бытие как субстанция, взятая вне своих акциденций. В философии Фомы Аквинского это  различение сущности и существования проведено как различение двух бытийных начал. Делая акцент на бытии как действии, Фома  считает высшей реальностью Бога, сущность которого состоит в том, чтобы существовать. Во всех  остальных вещах тварного мира сущность и существование не совпадает. Душа как форма дает существование телу, но сама  получает существование от Бога. Существование выступает как граница сущности, т. е. ее идеальности. В Новое время категория  существования используется для  обозначения реальности единичных фактов, фиксируемых чувственным опытом (эмпиризм), или для  обозначения реальности разумного,  рационального (рационализм). У Канта существование — категория,  определяющая отношение предмета к субъекту познания. Совершенно  новый смысл понятие существования приобрело в философии предтечи экзистенциализма Кьеркегора. Он понимает экзистенцию  (существование) как человеческое бытие,  уникальное, единичное, личностное, конечное. Это понимание  существования становится центральным для экзистенциалистской философии XX в. (см. Ясперс К., Хайдеггер М.).

Рекомендуем прочитать