Суфизм

СУФИЗМ (от арабск. «саф» — чисто, «аль-саффа» — собирать милостыню, «суф» — шерсть, власяница) —  религиозно-мистическое учение в исламе,  возникшее в VIII—IX вв. Основа  широкого распространения суфизма в мусульманском мире заложена мастерами суфизма  классического периода ислама (VIII—XV вв.) Джами, Руми, аль-Фараби, аль-Газали, Хафизом, Омаром Хайамом. Суфизм — сугубо  индивидуальная мистико-религиозная система совершенствования человека — носит эзотерический характер, поэтому требует  наставника и включает  разработанные ранними суфиями  психофизические упражнения и усвоение определенной суммы  теоретических знаний. Разрушение  ограниченности обычного знания в  мистическом опыте суфизма ведет к тому, что окружающее видится в ином свете: «снимаются»  противоположности различных вещей, сторон мира и интуитивно  схватывается его единство. Основой этого единства является Истина, с которой вступает в контакт  суфий. Вставший на путь суфизма проходит три ступени познания: совершенствование разума на  основе веры (знание шариата, его догматики, норм); поэтапное включение механизмов  интуитивно-мистического знания («таярикат») через духовное  очищение, осмотрительность, воздержание, достижение духовной  «нищеты», упование на Бога и  покорность Его воле. Конец пути для  избранных заканчивается подлинным бытием («хакикат»), состоянием «фана» (исчезновением, угасанием личностного, соединение с  Предвечным). Поскольку в исламе  божество, в отличие от христианства, не личностно, постольку микрокосм растворяется в макрокосме, нет  различий между суфием в состоянии «фана» и Богом. Аль-Бистами (ум. в 875 г.) восклицал: «Я есть Он!»  Однако с точки зрения суфизма «фана» — не конец пути, как в буддизме, но обретение божественной души,  бессмертия души. Сходство  мистического пути суфизма с другими  религиями указывает на культурные  взаимовлияния, а также ставит ряд  вопросов философского и  богословского характера, на которые до сих пор нет ответа. Современные арабские теоретики относят европейские  рыцарские, масонские ордена, ряд  христианских философов (Августина Блаженного, Франциска Ассизского, Фому Аквинского, Дунса Скотта и др.) к традиции европейских  суфийских сообществ.

Рекомендуем прочитать