Средневековая философия

СРЕДНЕВЕКОВАЯ  ФИЛОСОФИЯ — длительный отрезок в истории европейской  философии, который непосредственно связан с христианской религией (VIII—начало XV вв. н. э.).  Другая, более расширительная точка зрения, заключается в  отождествлении любой философской  системы, хронологически созданной в указанный период  Средневековья, со «средневековой  философией» (тогда имеет смысл  говорить, например, об арабской,  индийской, китайской, японской средневековой философии). В  европейской истории философии указанный период обычно называют эпохой схоластики, когда и происходит систематическая  разработка христианской философии в условиях прерывания линии  античной традиции и искоренения  инакомыслия, поскольку процесс  философствования находился под  неусыпным контролем со стороны  института церкви. В самой схоластике различают три периода: ранняя  схоластика — по XII в., период ее  расцвета — XIII в. и поздняя  схоластика — XIV—XV вв. Если в  патристике аристотелизм практически не имел никакого значения, то с  середины XII в. и до конца XIII в.  происходит значительный переворот в христианском восприятии античной философии в связи с приходом на Запад огромного наследия  Аристотеля в латинских переводах с  арабского и греческого языков. При этом развитие мысли и философии в средние века происходило в  религиозно-теологических рамках.  Основной спектр философских проблем представляли: соотношение веры и разума; Бога и мира; души и тела; теологии и философии. Наука и  философия были провозглашены  «служанками» теологии. Шла борьба между двумя возможными путями познания — «позитивной  теологией» (основанной на аналогии между миром реальных предметов, в том числе человеком, и Богом как его творцом) и «негативной  теологией» (исходящей из  невозможности приписать бесконечному и  непостижимому Богу конечные и  ограниченные свойства, известные  человеку). Первый подход был  более рационалистичен, второй же приоткрывал мистическую, трансцендентную природу Бога, его непознаваемость в  ограниченных формах рассудка. Развитие средневековой мысли во многом шло по пути комментирования древних трактатов и создания  переводов (например, Боэций (ок. 480 — 524), Иоанн из Дамаска (VIII в.), Иоанн Скот Эриугена (ок. 810—877). Метод  схоластической философии был  предопределен в ее исходных посылках — не нахождение истины (она уже дана в откровении), а изложение и доказательство этой истины  посредством разума, т.е.  философии. Таким образом, Бог являлся главным предметом не только теологического, но философского мышления, различия между  наукой и теологией, философией и теологией не допускались. Перед философией ставилась троякая задача — с помощью разума  проникнуть в истины веры и тем  самым приблизить их содержание к мыслящему духу человека;  придать религиозной истине  систематическую форму для более  эффективной ее усвояемости; и,  наконец, при помощи философских аргументов ослабить, если не  исключить, критику святых истин. В схоластическом методе  господствовал формализм, а главным орудием была формальная логика. В узком смысле слова этот метод заключался в операции вывода  заключений из противоположных  тезисов, возражений «за» и «против» для поддержания спекулятивного содержания христианства.  Схоластическое философское мышление сосредоточилось, в сущности, на двух проблемах — на споре  номинализма и реализма, и доказательстве существования Бога. Первый вопрос, или иначе, проблема универсалий (общих понятий), уходит корнями в философию Платона и Аристотеля, а по завершении схоластики переходит в философию Нового времени. По существу, это вопрос о соотношении общего и единичного. Крайний  реализм (от лат. realis — реальный,  действительный) приписывал  существование лишь общему, т. е. идеям,  существующим до единичных вещей (в духе Платона). Умеренные реалисты исходили из аристотелевского  учения о родах, согласно которому  общее реально существует в вещах.  Номиналисты (от лат. nomen — имя), напротив, считали, что общее  существует лишь после вещей. Крайние номиналисты считали общее лишь пустым звуком, звуковой стороной слова. Умеренные номиналисты  полагали общее в качестве мысли,  понятия, имени, которые играют  важную роль в познании. Крупнейшим представителем  периода расцвета схоластики в Европе был Фома Аквинский (1225—1274), «ангельский доктор». Его обширное литературно-философское  творчество включает в себя  комментарии Аристотеля, небольшие  трактаты из области теологии,  философии государства и общества, права и др. Главными трудами Фомы Аквинского считаются «Сумма теологии», где  разрабатывается католическая  догматика, и «Сумма против язычников». Пытаясь постигнуть разумом  различные проявления Бога в мире, Фома создает свои знаменитые пять доказательств бытия Бога. Впоследствии работы Фомы  Аквинского были канонизированы католической церковью, дав  начало целому  религиозно-философскому направлению — томизму, а сам он причислен к лику святых. Основным представителем  оппозиционного схоластике течения в этот период являлся Роджер  Бэкон (1210 — 1294). Его мышление уже не было типично  средневековым: он не признавал  авторитетов, склонялся к индивидуализму, выступил с критикой  влиятельного томизма. Трагичность его  личной судьбы и оригинальность мысли закрепили за ним  прозвище «удивительный доктор». В эпоху поздней схоластики  ведется борьба между томизмом и августинизмом (Иоанн Дуне Скот (1270—1308).  Усиливаются тенденции мистицизма и  иррационализма (Иоганн Экхарт ( 1260—1327). Близок к  мистицизму неоплатоновского толка и  Николай Кузанский (1401—1464). Уильям Оккам (1290—1350) также выражает новый дух —  антисистематический и антидогматический, возрождающий на новом уровне идеи номинализма. Реальность  единичного, конкретного сближала  философию с эмпирическими  дисциплинами и делало ее проводником  нового, ренессансного подъема наук.

Рекомендуем прочитать