Спиноза

СПИНОЗА Бенедикт (Барух) (1632—1677) — нидерландский  философ. Один из главных творцов  метафизики своего века, которая  включает учение о бытии, о принципах знания, являющихся введением в разработанную им этику и  социально-политическую философию.  Длительную традицию пантеизма  Спиноза переосмыслил в соответствии с философской методологией и эти ко-социальной проблематикой  своего времени. Последовательно  отрицая существование личного внеприродного Бога, Спиноза трактовал исходное начало бытия и знания как субстанцию,  отождествленную им и с Богом, и с  умозрительно трактуемой природой. Такое первоначало представляет собой актуально бесконечный абсолют, обладающий бесчисленными  атрибутами, из которых в реальном мире природы и человека  проявляются только два —  протяженность, отождествляемая с  материей, и мышление в его высших проявлениях. Сфере субстанции и ее атрибутов противостоит  потенциально бесконечная сфера единичных, обособленных  вещей, которые являются  конкретными состояниями (модусами) двух атрибутов субстанции.  Взаимоотношения единичных вещей характеризуются абсолютным  детерминизмом, исключающим  какую-либо случайность, а вместе с ней и представления о чудесах, которыми было переполнено  массовое религиозное сознание. В таком контексте Спиноза  отрицал как трансцендентную, так и имманентную телеологию, а тем самым и возможность свободы  воли человека. Наличие  значительного детерминистского  компонента в метафизике Спинозы служило главным основанием для  трактовки его в качестве материалиста в марксистской философской  традиции, которая обычно  игнорировала объективность  мыслительного начала в той же метафизике. Более адекватно последняя должна расцениваться как проявление  натурализма и органицизма. В учении о познании большое значение  придается Спинозой опытной ступени, благодаря которой познаются  единичные вещи в их взаимной причиненности. Значительно же более глубоким является познание  интеллектуальное и интуитивное,  посредством которых возможно  постижение субстанции с ее атрибутами и единичных вещей в качестве ее  модусов. Спиноза категорически  отрицает свободу человеческой воли,  понимая ее как активизирующую силу истинных идей. Вместо этого он формулирует понятие «свободной необходимости», которое и  выражает действительно возможную для человека свободу в ее единстве с  необходимостью любого  индивидуального существования.  Разработанная Спинозой на таком базисе этическая доктрина заключает в  себе стоические, эпикурейские и  некоторые другие мотивы, в которых  находит выражение неоднозначность его общественной ориентации. В своей социальной философии он, обращая внимание на растущий  эгоизм человека в условиях  формирующегося капитализма, подчеркивал значение разделения труда.  Огромную роль сыграло исследование Спинозой происхождения и  сущности Ветхого завета, которое  наносило сильнейший удар по более чем тысячелетней традиции трактовки его в качестве боговдохновленного писания. Большинство  современников Спинозы из числа  философов (и тем более религиозные  фанатики) объявляли его воззрения атеистическими, однако сам он  решительно отрицал эти обвинения, отождествляя атеизм с  аморализмом и объявляя своих оппонентов не религиозными, а суеверными. В XVIII—XIX вв. философия Спинозы приобрела большое  влияние, особенно в Германии (в  частности, на Шеллинга и  Фейербаха). С конца XIX в. получило  распространение религиозное  истолкование спинозизма.

Рекомендуем прочитать