Спенсер

СПЕНСЕР Герберт (1820 — 1903) — английский философ и социолог, один из главных  представителей эволюционизма. Считал  эволюцию всеобщим процессом в  области мира явлений, описал всеобщие законы эволюции. Эволюцию  понимал как процесс постепенных  качественных изменений, главное  содержание которых — переход от  неопределенной бессвязной однородности к определенной связной  разновидности. Эволюция, по Спенсеру,  обусловлена законами сохранения  материи и энергии, а в конечном счете — универсальным законом  постоянства количества силы. Этот закон имеет внеопытное  происхождение и коренится в природе  нашего мышления.  Непознаваемость данного закона подводит нас к пониманию того важного обстоятельства, что в мире  существует Непознанное, что  сокровенная сущность мира не  открывается нам в сфере опыта.  Опытным путем, рациональным  познанием (научным и философским) мы узнаем лишь проявления  Непознанного. Рациональное  познание и не должно претендовать на постижение его, — это дело  религии. Между религией и наукой нет противоречий, ибо дело  религии как раз и есть познавать  недоступную для науки сущность, тайну мира. Наука и религия,  таким образом, рассматривают  одно и то же, но с разных сторон. Специальный раздел главной книги Спенсера «Основные  начала» (1862) посвящен  соотношению философии и науки,  осмысление которого Спенсер  осуществляет с позиций контовского  позитивизма. Философия  сближается им с наукой. Из философии должны быть изгнаны  метафизические вопросы (о сущности, природе вещей, предельных  основаниях бытия), т. к. философия тоже ограничена опытом.  Исследуя теми же методами ту же  область, что и наука, философия  отличается от нее степенью общности как знание «вполне  объединенное» от знания, «объединенного  отчасти». Истины философии есть объединение частных истин науки. Глобальный эволюционизм,  всеобщие законы эволюции,  разработанные Спенсером в «Основных  началах», распространяются им и на  область биологии, психологии,  социологии, этики. Однако, по сути, это привело его к биологизации  последних трех дисциплин. Важнейший принцип его социологии —  уподобление общества организму (органицизм). Индивиды — это как бы  клетки или физиологические единицы. В обществе существуют три системы «органов»: поддерживающая  система, обеспечивающая производство необходимых продуктов;  распределительная система, обеспечивающая связь частей социального организма на основе разделения труда;  регулятивная система (государство),  обеспечивающая подчинение частей  целому.

Рекомендуем прочитать