Сознание

СОЗНАНИЕ — важнейшая  категория философии, обозначающая человеческую способность  идеального воспроизведения  действительности. Сознание выступает в двух формах: индивидуальной  (личностной) и общественной. Понимание сущности сознания находится в  прямой зависимости от решения  вопроса о взаимоотношении духа и  природы, материи и сознания. Признание первичности идеального ведет к превращению, сознания в  самостоятельную сущность, творящую мир. Такой подход выражен в период  античности в философии Платона; в Средневековье — в христианской философии (носителем высшего  сознания является Бог), в немецкой классической философии — во взглядах Гегеля. В  материалистической философии сознание  рассматривается как свойство  высокоорганизованной материи, как  субъективный образ объективного мира, как идеальное в противоположность  материальному и в единстве с ним, как осознанное бытие, как  отношение «Я» к «не-Я». Решение проблемы сознания предполагает и выяснение предпосылок его возникновения. Их можно  усматривать в свойстве отражения,  лежащего в фундаменте материи, свойстве, родственном сознанию. Непосредственной основой  сознания является трудовая  деятельность. Сознание неотделимо от деятельности, оно возникает в процессе труда, развивается и обогащается под воздействием социокультурной реальности. Определяющую роль играет практика. Сознание прежде всего есть знание, которое составляет его сердцевину. Поэтому  правомерно определение сознания как субъективного образа  объективного мира. Это, далее, есть  способность человека, обладающего знанием, выделять себя из  окружающего мира и  противопоставлять себя ему как субъекта  объекту. Сознание — это и целеполагающая деятельность, то есть  предварительное мысленное  построение образа самой деятельности и получаемого в ходе ее  определенного результата. Содержание  сознания реализуется через  деятельность человека. Поэтому оно выступает в виде замысла и идеи. Идея — это не только знание, но и планирование того, что должно быть, это есть понятие,  ориентированное на практическую реализацию. Практическая реализация  замысла, цели, понятия предполагает наличие потребностей, а также  воли. Потребности и воля —  важнейшие компоненты сознания.  Взаимодействие с миром порождает у  человека как носителя сознания и  определенное к нему отношение. Это  выражается не только в мысленных оценках, но и эмоциях, чувствах. Процесс познания затрагивает все стороны внутреннего мира человека — потребности, интересы, чувства, волю. Важную роль играет память. Память, позволяющая сохранять опыт, перекидывает мостик между прошлым и настоящим, а также между настоящим, прошлым и  будущим. Поскольку предметом  сознания является не только внешний мир, но и сам субъект, носитель  сознания, постольку существенным моментом сознания является  самосознание. Самосознание — это осознание человеком своей  деятельности, мыслей, чувств, интересов, потребностей. Развитой формой  самосознания является теоретическая рефлексия, посредством которой  через систему понятий раскрывается социальная природа субъекта.  Существует и личностная рефлексия как проявление глубоких раздумий человека о смысле собственного  бытия, его нравственной  насыщенности. Самосознание способствует развитию субъекта, его  рационально-нравственному  совершенствованию. Сознание внутренне связано с бессознательным. Бессознательное часто (например во фрейдизме) резко противопоставляется  сознательному, ему отводится  решающая роль в жизни человека. Но существует и иная трактовка, исходящая из приоритета  сознательного. Бессознательное не  отгорожено непроходимой стеной от сознания. Его можно  рассматривать как продукт сознательной деятельности. То, что ранее  находилось в сфере сознания,  переходит в бессознательное. В свою очередь, бессознательное,  существующее в глубинах психики  человека, способно вновь  превращаться в формы сознания. СОКРАТ (469/470—399 гг. до н. э.) — древнегреческий  философ. Сам Сократ ничего не писал, а учил мудрости на площадях,  базарах, симпосьенах и других  публичных местах. Наиболее  развернуто его взгляды изложены у  Платона, его ученика, вследствие  чего бывает трудно отделить  сократовские мысли от платоновских. Главным предметом  философствования Сократа был человек,  основное отличие которого от всего мира — это душа. Сократ душу понимает интеллектуалистски, в первую очередь душа — это  разум, но также и нравственные нормы, следование  добродетелям. Поэтому, будучи сутью  человека, душа больше, чем тело, нуждается в попечении. Девизом философии Сократа стало  «Познай самого себя» — надпись над входом в храм Аполлона в Дельфах. Сократический метод со всем  арсеналом своих приемов (ирония, майевтика, индукция) имел своей целью, сверхзадачей заставить  человека взглянуть в себя. При этом  Сократ не навязывал готового знания собеседнику, а пытался вместе с ним построить его. Себя он уподоблял повивальной бабке,  присутствующей при рождении истины. Майевтика — это повивальное искусство. Ирония помогала собеседнику  увидеть, что его спесь, самомнение  основаны на кажущемся знании,  частичном, ложном. Другим девизом Сократа было: «Я знаю, что я ничего не знаю». Ирония расчищает душу. С помощью индукции, которую, по Аристотелю, Сократ начинает  применять первым, он строит понятие, нечто общее, что объединяет  изменчивые вещи в один род. Он искал  устойчивые нравственные нормы, на которые мог опереться человек для совершенствования своей души. Добродетель — это способ бытийствования, делающий человека тем, чем ему должно быть. Сократ в  области этики интеллектуалистичен: если человек знает, что есть благо, разве ему захочется плохого?  Порочность идет от незнания. Поэтому Сократ и ставит вопросы о благе, мужестве, мудрости,  справедливости. В вопросе о смерти или  бессмертии души Сократ  придерживается взглядов орфиков. Душа  бессмертна, тело — могила души,  умирает тело — начинает жить душа. Сократ был философом жизни в подлинном смысле: он жил и умер так, как учил.

Рекомендуем прочитать