Смерть

СМЕРТЬ — завершающий  момент существования живого  существа. Для человека выступает как определяющий момент его  мировоззрения. Переживание смерти — важный компонент любой со цио-культурной системы,  сопровождает исторический процесс  становления личности. В архаических культурах нет пропасти между  живым и мертвым. Ранними  греческими философами (Анаксимандр) смерть рассматривалась как  естественное наказание за вину  обособления, за грех отпадения многого от единого. Идея вечного  возвращения, характерная для античной философии, снимала остроту проблемы смерти для человека. С осознанием противостояния материального и идеального,  возникновением представлений о бессмертии души (Сократ,  Платон) смерть рассматривается как переход в новое состояние, как освобождение души из темницы тела. В христианском мире  отношение к смерти определяется  переживанием конечности  индивидуального бытия. Смерть  сближается с понятием зла и греха, а  потребность в ее преодолении через спасение становится доминантой христианского сознания.  Пантеистическая и материалистическая философия Нового времени  отодвигает проблему личности на периферию философских  исследований, в связи с чем и проблема смерти как конца  индивидуального существования теряет остроту. Преодоление смерти в  философии марксизма — это  растворение в жизни «рода»,  символическое бессмертие результатов  человеческого творчества.  Осознание смерти как предельной  возможности бытия, «жизни»  появляется в философии  Шопенгауэра и Ницше. «Свободная смерть» для Ницше оказывается  выражением творческой силы человека, выявлением самой основы  жизни, слиянием с иррациональной основой бытия. В философии психоанализа стремление к смерти (Танатос) — обратная сторона  противоположного влечения (Эроса). М.Хайдеггер рассматривал смерть как безусловный конец  человеческого бытия. Самосознание  смертности он делает основой человеческой «подлинности», смыслопорождаю щей активности. В работах Ж.П.Сартра и А.Камю отношение к смерти приобретает иную  эмоциональную окраску. Они считали  возможным говорить не о «бытии-к-смерти» как основном  признаке подлинности человеческого существования, но о  противостоянии смерти, освобождении от нее, сопротивлении ей. Философию XX столетия невозможно понять вне  осмысления феномена смерти.

Рекомендуем прочитать