Славянофилы

СЛАВЯНОФИЛЫ  представители одного из направлений русской общественной и философской мысли 40—50-х гг. XIX в., выступившие с критикой  поверхностного подражательства Западу, слепого заимствования западных форм общественной и культурной жизни, их прямого переноса на  российскую почву. Основой  самобытности России и русской культуры славянофилы считали православие, которое, согласно славянофилам,  будучи прямым продолжателем  традиций византийской патристики, в  гораздо большей степени, чем  западные католицизм и протестантизм, сохранило чистоту христианской  веры. Отличительной чертой  мыслителей, объединяемых термином «славянофилы» явилось соединение в их творчестве православия и  российского патриотизма. «В  сочетании Православия и России и есть та общая узловая точка, в которой все мыслители этой группы сходятся» (Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 1. Ч. 2. М, 1991. С. 6). Славянофилы рассматривали  западную и российскую цивилизации как родственные, выросшие из одного корня (христианства), подобно двум ветвям одного древа. Называя  Западную Европу «страной святых  чудес», они вместе с тем упрекали  Запад в отходе от подлинного  христианства, чрезмерном рационализме, в непонимании России. Термин  «славянофилы» (букв, «славянолюбы») отражает лишь одну сторону  воззрений представителей данного  направления, — их симпатию к  славянам, прежде всего южным (сербам и болгарам), их настоятельное стремление к укреплению  солидарности славянских народов. Главную роль в выработке  взглядов славянофилов сыграли А.С.Хомяков и  И.В.Киреевский. Видными славянофилами были К.С.Аксаков,  Ю.Ф.Самарин, П.В.Киреевский, А.И.Кошелев, И. С. Аксаков, Д. А.  Валуев, Ф. В.Чижов, И.Д.Беляев, А. Ф. Гильфердинг и др.  Философская концепция славянофилов основывалась на идеях восточной патристики, и в то же время  связана с западноевропейской  философской мыслью, прежде всего с философией Шеллинга. Главное в философском учении  славянофилов — стремление к  целостности и единству, поиск путей  преодоления всех форм  разрозненности и разделенности. В этой связи ими развивалось учение о  соборности. Согласно славянофилам, высшая истина дается не одной способности логического  мышления, но уму, чувству и воле  вместе, т. е. духу в его живой  целостности. Проявления соборности и живой целостности духа  славянофилы стремились отыскать в  различных феноменах русской  истории и культуры. Среди  западноевропейских стран они особо  выделяли Англию, в которой, в  отличие от остальной Европы,  наиболее прочен дух солидарности и здоровый консерватизм. В  качестве положительных образцов, созданных русской историей, ими подчеркивалось значение  крестьянской общины и рабочей артели. Дух целостности и единства общины и артели определялся главным  принципом внутренней организации — принципом единогласия, а не  принципом большинства, в котором  славянофилы усматривали отклонение от соборности. Славянофилы  выступали против крепостного права,  рассматривая его существование как «надругательство над всяким  правом». Определяющими в области социально-политической для  славянофилов были принципы  классового мира и «прогресса без  хирургического вмешательства», т. е.  эволюционного прогресса. Свои воззрения славянофилы противопоставляли воззрениям западников, а также  стихийному поверхностному  подражательству западным образцам,  небрежению собственной историей и культурой, нигилизму.

Рекомендуем прочитать