Схоластика

СХОЛАСТИКА (от лат. scholastica, schole — ученая  беседа, школа) — средневековая  латинская теологическая  философия, разрабатывавшаяся и  преподававшаяся в придворных,  епископальных и монастырских  школах, а затем и в университетах  западной Европы; не является  специфически итальянской,  французской, английской или  немецкой, а представляет собой  общеевропейскую наднациональную философию, объединенную  христианским мировоззрением и общим языком науки и образования — латынью. Как правило,  философы-схоласты были докторами  теологии. В широком смысле к  схоластике помимо западной  (католической, латинской) относят также  восточную (православную, грекоязычную) схоластику, родоначальником которой считается византийский философ Иоанн Дамаскин (675 — 753). Идейные истоки схоластики восходят к неоплатонизму и  патристике. Период формирования  западной схоластики связан прежде всего с деятельностью Алкуина (730? или 735?—804) и Эриугены (810? — 877). Яркий представитель  каролингского возрождения, Алкуин, являясь советником Карла Великого по  вопросам культуры и образования,  организовал придворную Академию и ряд школ, целью которых было  распространение знаний. Для нужд  образования им были написаны  философские трактаты и учебники по грамматике, риторике, математике, популярные в IX—XI вв. Для  Иоанна Скота Эриугены философия  является уже не просто знанием, а  средством обоснования христианской религии, что в дальнейшем станет одной из характерных черт  схоластики. Опираясь на неоплатонизм, Августина и «Ареопагитики», он развил пантеистическое учение, не согласующееся с ортодоксальным христианским пониманием Бога, что послужило причиной его  осуждения церковью и последующего внесения его труда «О  божественном предопределении» в «индекс запрещенных книг» (1685).  Ранняя схоластика (XI—XII вв.)  испытывала на себе существенное влияние августиновского  платонизма. Она формируется в  условиях подъема феодальных  отношений, усиления папской власти и окончательного разделения христианской церкви на  западную и восточную ветви. В этот период формулируются  основные проблемы схоластической философии — соотношение веры и разума, философии и теологии, проблема универсалий.  Характерные черты ранней схоластики — борьба с мистицизмом и  появление противоположных  направлений (реализма и номинализма) внутри схоластической  философии в результате дискуссии об универсалиях. Мистическое  учение о Боге, основанное на  приоритете чувства перед разумом, признающее непосредственную данность Бога в душе человека и отрицающее необходимость  рациональной теологии,  развивалось Сен-Викторской школой (основана в Париже при  аббатстве Сен-Виктор ок. 1110 Гильомом из Шампо (ок. 1068—1121). Ей идейно противостояла Шартрская школа, занимавшая позицию рационалистической теологии и развивавшая учение  классического платонизма (основана в г. Шартре в конце X в. епископом Фульбером). Крупнейший представитель ранней схоластики Ансельм Кентерберийский (1033—1109)  рассматривал веру как предпосылку  рационального познания («верю,  чтобы понимать»). Им было  сформулировано онтологическое  доказательство бытия Бога, согласно которому бытие Бога может быть доказано  исходя из понятия Бога как  абсолютного совершенства (понятие  абсолютного совершенства необходимо включает в себя признак  существования). Зрелая схоластика XIII в. («золотой век схоластики»)  строится на базе аристотелизма, ведет идейную борьбу с арабской  философией и латинским аверроизмом. В этот период складываются два  основных течения ортодоксальной схоластики — доминиканская и францисканская, развивавшиеся  соответственно в рамках  доминиканского и францисканского орденов. Сделанные Альбертом Великим (1193—1280) комментарии к  сочинениям Аристотеля заложили  основы перехода схоластической  философии на позиции аристотелизма и создания энциклопедической  систематики католического богословия. Последователь Альберта Великого и крупнейший представитель,  схоластики Фома Аквинский создал  всеобъемлющую систему теологии, подчинив разум вере. В основанном Ф. Аквинским направлении —  томизме — находит свое законченное выражение доминиканская  схоластика, постепенно вытеснившая августиновский платонизм и аверроизм. Францисканское  направление схоластики в лице таких его представителей как Иоанн Дуне Скот (1266—1308)  противостояло томизму, по вопросу о  необходимости создания завершенной философско-теологической  системы, по вопросу о вере, которая основывалась не на умственном созерцании Бога, а на единении с Богом через акт воли. Учение Скота и его последователей  оказало влияние на формирование идей поздней схоластики. К  крупнейшим представителям поздней схоластики (XIV—XV вв.)  относится У.Оккам (1285—1349) — монах-францисканец, один из  самых значительных логиков  Средневековья и главный  представитель номинализма XIV в. Им был сформулирован принцип  познания, в дальнейшем известный как «бритва Оккама» — «сущности не следует умножать без  необходимости», означавший  требование устранения из научного  познания понятий, несводимых к интуитивному познанию (к  внешним восприятиям и  интроспекции) и непроверяемым в опыте. Оккам выступал за разделение философии и теологии,  рассматривая религиозные догмы как сверхразумные предписания,  относящиеся не к разуму, а к вере и воле, при этом воле отдавался приоритет перед разумом.  Учение Оккама в XIV в. становится основным соперником томизма. Укоренение идеи о разделении  философии и теологии фактически  означало кризис схоластической  философии. Развитие схоластической философии, приостановленное в эпоху Ренессанса, продолжается в период Контрреформации XVI— XVII вв., главным образом в  Испании (Ф.Суарес, 1548—1617).  Философия нового времени и эпохи  Просвещения отодвинули схоластику на периферию интеллектуальной  жизни, однако схоластическая традиция вновь возрождается во второй  половине XIX—XX вв. в форме  неосхоластики.

Рекомендуем прочитать