Символизм

СИМВОЛИЗМ — термин для обозначения:
1) философской традиции, полагающей символ в качестве предмета исследования (пифагореизм, платонизм, неоплатонизм, неокантианство, аналитическая философия, семантика возможных миров). Символ трактуется как важный компонент бытия, реальное основание мира явлений, источник истинного знания о сущем. Cymbolon — в пифагорейской традиции (см., например, Ямвлих «О пифагорейской жизни») — способ объединения двух половинок вещи. Согласно этой точке зрения язык, благодаря своей символической природе, — реальное соединение земли и неба, материального и духовного. Символизм — способ понимания символа, реальный синтез или суррогат синтеза, противоречивое и неокончательное действие по расшифровке символа, процесс обнаружения структурных свойств бытия и калькуляция смыслов. В зависимости от трактовки центрального понятия символа избираются различные исследовательские методы — от аналитических до мистической интуиции и тех, которые определяются явлением синестезии (возможностью познания символа одновременно через несколько каналов восприятия) и энантносимии (соединении в одном знаке противоположных значений), то есть определяется синкретической природой символа;
2) интернационального культурного течения модернизма, рассматривающего искусство в качестве специфической формы познания и жизни (А. Белый. «Символизм как миропонимание»). Сущность искусства — удвоение мира, создание художественного текста, направленного за пределы чувственного восприятия. Процесс символизации, который является основным инструментом искусства, обнаруживает параллели и изначальное единство земного и трансцендентного начал бытия. Символизация — это «причинность из свободы», это «процесс построения моделей переживания посредством образом видимости». А. Белый выделяет эстетическую, религиозную и теургическую символизации. Последняя в наибольшей степени свободна от ограничений познания и приближается к пониманию символа, выступающему как предельное основание познания, творчества и морали. Свобода обретается лишь в вечном символе, для понимания которого необходимо отрешиться от статики и дискретности обыденного восприятия и трансформировать сознание для созерцания Души Мира (Вл. Соловьев). В символическом акте творчества или познания происходит стирание границ между реальностью и художественным текстом: жизнь проживается как текст, а сам текст обладает порождающей силой, он первичен по отношению к реальности. Жизнь художника одновременно и биография, и легенда. Эта идея интертекста требует построения модели реальности с использованием иерархии метафор, намеков, ссылок, преданий как компонентов метода неомифологизации мира.

Рекомендуем прочитать