Шеллинг

ШЕЛЛИНГ Фридрих  Вильгельм Йозеф (1775—1854) —  немецкий философ, представитель  немецкой классической философии. Философские взгляды Шеллинга претерпели сложную эволюцию,  которая может быть поделена на  следующие периоды:  натурфилософский; 2) философия тождества; 3) философия откровения.  Натурфилософия зиждется на нескольких  исходных убеждениях. Во-первых, это идущее от спинозовского пантеизма убеждение в единстве всего сущего — природы, человека, духовного и материального. Во-вторых,  убеждение, что свойство полярности  абсолютно для природы и духа,  навеянное исследованиями в области  «животного электричества» и  «магнетизма» Кулона, Гальвани, Вольта и Шеллинг др. В-третьих,  неудовлетворенность механическим  детерминизмом в объяснении природы.  Шеллинг считает необходимым  дополнить естествознание  натурфилософией, «спекулятивной  физикой», детерминизм —  телеологией. Природа должна быть  понята как живой организм, как целое, как реализация некоторой цели, к которой стремится все сущее. Цель и смысл природы  объясняется им исходя из идеи  тождества, которая является центральной для его натурфилософии и  которая затем перерастает  последнюю, развиваясь в философию тождества, по мере того, как  интерес Шеллинга к натурфилософии снижается. Идея тождества в  натурфилософии — это  равноправие, тождество природы и духа, субъекта и объекта. Природа  разумна и духовна. Материя — это «дремлющий дух», а  пробудившаяся материя — это духовность. В природе и в духе Шеллинг  выделяет по три потенции, каждая из которых позволяет ему  спекулятивно объяснить какой-либо уровень природного или  духовного бытия. Высшей формой  познания является искусство, в силу  того, что сама природа есть  бессознательная поэзия,  пробуждающаяся лишь в человеке. В  философии тождества важнейшим  понятием является абсолют, т.е.  тождество субъекта и объекта.  Абсолют не идеален и не материален, будучи равновесием духовного и  материального. Абсолют есть все  сущее. После 1804 г. интерес  Шеллинга смещается с природы на историю и религию. Религия относится к  области более высокой, чем  философия. Поэтому нужно выйти за  пределы философии. Он начинает  толковать абсолют как Бога, приходит к выводу, что происхождение мира из абсолюта нельзя объяснить  рационально. Теперь он выделяет в Боге некоторую «основу», из которой и исходит первоначальный волевой импульс к отделению от Бога, а для иллюстрации привлекает обильный материал из области мифологии и религии. Прямым продолжателем натурфилософии шеллинга стал Л. Окен, а философии тождества — Ф. Краузе. Большое влияние оказал Шеллинг на русскую философию (любомудры, славянофилы, П. Я.  Чаадаев и др.).

Рекомендуем прочитать