Шелер

ШЕЛЕР Макс (1874—1928) — немецкий философ, один из  основоположников философской  антропологии и «социологии знания» как особых направлений философской и социальной мысли. Философия Шелера пользовалась особой  популярностью в 10—20-е гг. Учение Шелера имеет критическую  направленность по отношению к современной, по его словам, «извращенной и  запутанной цивилизации»,  отчуждающей человека от самого себя, от  других людей, от вещей. Подчеркивая значение демократии и  политического либерализма, социального и научно-технического прогресса, Шелер обращает особое внимание на необходимость противодействия негативным тенденциям общества демократии и прогресса, в  частности, тенденции утраты человеком духовных ценностей вечного и  универсального значения. Он  обращается к возрожденному и  обновленному христианству,  противопоставляя его современному  мировоззрению с характерным духом  приобретательства и подчинения мира.  Исходным пунктом размышлений Шелера становится понимание  человека как ensamans, т. е. как  существа любящего. Любовь Шелер  отличает от неподлинных форм симпатии, таких, как  эмоциональное заражение, «прикипание»  души к ограниченным предметам и т. п. Шелер отказывается от  классического западного  рационализма, разрабатывая особую «логику сердца», согласно которой  любовь и ненависть обладают  познавательным потенциалом для  открытия подлинной сущности  бытия, в отличие от равнодушия,  которое не дает возможности  познавать мир в его подлинности;  равнодушие уводит человека в  сторону от истины. По замыслу Шелера, философская антропология должна служить основой для  критики антропологизма —  воззрения, которое рассматривает весь мир сквозь призму ограниченных человеческих интересов и по  аналогии с человеком, открывает путь к субъективизму. С точки зрения разрабатываемой Шелером философской антропологии, человек занимает такое место во вселенной, которое позволяет ему познать сущность мира в его  подлинности. Всматриваясь и  углубляясь в самого себя, снимая с себя покровы неподлинного,  мелочного, наносного, человек  открывает себя навстречу миру,  познает вещи в их собственной  сущности. Шелер стремится  «укрепить человеческое  самосознание» и в то же время вывести че ловека из состояния ослепленности внешними успехами в покорении природы. В работах по социологии знания Шелер рассматривал  многообразие социально-исторических условий, препятствующих или  способствующих познанию и  сохранению духовных ценностей. В  разработанной им типологии знания  особое место заняли «знание ради  господства и достижений», под  которым понимались науки  технологической направленности, и «знание ради спасения», под которым  понималась прежде всего философия. В своем учении Шелер стремился органически соединить  феноменологический, аксиологический и  научно-познавательные подходы.

Рекомендуем прочитать