Самосознание

САМОСОЗНАНИЕ  познание и оценка человеком самого себя как мыслящего,  чувствующего и деятельного субъекта.  Самосознание — неотъемлемая  сторона сознания, выражает  данность субъективной реальности сознания самому субъекту.  Самосознание шире понятия  самопознания: помимо познания себя, оно предполагает также  эмоционально-ценностное и  деятельно-регулятивное отношение к  себе. Самосознание проходит ряд этапов в своем развитии. На доречевом уровне самосознание — это лишь осознание своей  физической самотождественности, границ своего тела. Затем  наступает этап осознания себя как субъекта действий, происходит осознание своих психических свойств и только затем —  социально-личностная самооценка, оценка своих нравственных  качеств. История изучения самосознания начинается с Сократа и Платона. Самосознание как опыт  самоуглубления в Средние века  оказывается важной стороной  постижения Бога (св. Августин). В  рационализме Нового времени  определяющим в изучении самосознания  оказывается принцип  непосредственной данности психического,  который предполагает, что внутреннему взору человека его внутренняя жизнь открывается такой, каковой она является «на самом деле»  (Декарт, Б. Паскаль). Понятие  внутреннего опыта как данного  самосознанию посредством интроспекции  (самонаблюдения) присутствует и в традиции эмяиризма (Локк, Юм). Суверенность человеческого разума в процессе самопознания  подвергнута сомнению уже И.Кантом,  обнаружившим разорванность  человеческой познающей способности, сложность согласования  познавательных, нравственных и  эстетических составляющих духовной  жизни. На место познания себя встает переживание себя, особое  «сущностное созерцание» (Э.Гуссерль). Самосознающая деятельность  наталкивается на обломки  индивидуальных бессознательных  представлений (3. Фрейд), на родовые  «архетипы» (К. Юнг). Тенденция  современной философской мысли при  решении проблемы самосознания  связана с отказом от понимания его как непосредственного пути к себе,  связана с поиском «посредников». В  качестве посредника может выступить и сознание «другого» (ролевое  самосознание), и предметный мир (вещное самосознание), и  социально значимый образец  (эталонное самосознание). Современная философская герменевтика,  феноменология,  постструктурализм, избавляясь от рассмотрения объекта самосознания как  «неподвижного «Я», познаваемого с помощью самонаблюдения,  стирают грани между  самосознанием и сознанием. Тем самым  проблема самосознания теряет свою относительную автономность. В рассмотрении самосознания как постоянного процесса  самоконструирования, согласования разнонаправленных  мировоззренческих ориентации  выделяются его авторитарная,  релятивистская и диалогическая модели.

Рекомендуем прочитать