Русская идея

РУССКАЯ ИДЕЯ — принятый рядом мыслителей термин для  характеристики комплекса проблем и представлений, связанных с  определением исторической роли России в составе мирового сообщества, особенностями российской  истории, русской культуры, народного характера и менталитета.  Отчетливая постановка вопроса о русской идее принадлежит Вл. Соловьеву. В 1888 г. он выступил в Париже с лекцией под таким названием. В ней Соловьев поставил вопрос о смысле существования России во  всемирной истории. Соловьев считал, что каждая нация, объединенная в  государственное целое, призвана  выполнять в составе человечества  определенную миссию или роль. Под  нацией он понимал не этнос, а  совокупность индивидов,  объединенных в одном государстве. Миссия или роль нации в составе  мирового целого и есть ее национальная идея. Каждая нация должна  обрести свою идею, в противном  случае ее существование  неоправданно. Согласно Соловьеву русская идея состоит в том, чтобы  способствовать объединению  христианских народов, в преодолении  разделенное христианской церкви и на этой основе создании  общества, базирующегося на  нравственных ценностях христианского происхождения. Русская идея в интерпретации Соловьева  противопоставлена мессианизму, т. е. представлению о России как  спасительнице всего человечества. В мессианизме Соловьев упрекал славянофилов и идеологов  официального православия.  Размышлениям о русской идее посвящены труды Н.Бердяева (прежде всего «Русская идея»), Г. Федотова, Л.Карсавина, Н.Лосского и др. РУССО Жан-Жак (1712— 1778) — французский  философ-просветитель, писатель,  композитор, теоретик искусства.  Активный сотрудник  «Энциклопедии», издаваемой Д.Дидро и Д`Аламбером. Ответив  отрицательно на конкурсный вопрос Дижонской академии:  «Способствовало ли возрождение наук и  искусств улучшению нравов?»,  получил премию и приобрел  репутацию оригинального мыслителя. Наиболее известные философские произведения — «Рассуждение о происхождении и основания  неравенства между людьми» (1755) и «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762) — вскоре после публикации переведены на несколько  европейских языков. Руссо — автор  педагогического трактата «Эмиль, или О воспитании», романа в духе  сентиментализма «Юлия, или Новая Элоиза», стихов, опер, романсов. Из-за разногласий с просветителями  (особенно жесткой была полемика с Вольтером) уходит из  «Энциклопедии». В философии представлял  позицию деизма, и хотя критиковал христианство, но рассматривал Бога как активное бытие, гарантирующее сохранение порядка в природе. В  теории познания разделял позицию сенсуализма, абсолютизировал роль чувств в познании, считая разум  ответственным за человеческие  заблуждения, признавая при этом врожденность моральных  принципов — стремление к добру и  справедливости. В  социально-политической теории выражал позицию  мелкобуржуазного эгалитаризма.  Критерием анализа общественной  жизни считал «естественное состояние» равенства и свободы, утраченное с развитием цивилизации.  Возникновение государства — результат  общественного договора,  отчуждавшего все права и собственность  индивидов в распоряжение верховной власти. Верховная власть у Руссо — не правительство, а принцип  социальной организации, всеобщая воля граждан, гарант  гражданских прав и свободы. Долг  гражданина у Руссо — высшая  моральная и религиозная  добродетель; дух христианства  способствует тирании и рабству, поэтому оно должно быть заменено «гражданской религией». Платой за прогресс Руссо считал падение нравственности и деспотизм в  политике. Причину неравенства  видел в частной собственности,  возникшей в результате  обмана, перераспределение которой всем поровну — реальный путь  уничтожения неравенства. Идеал  политического устройства —  демократическая республика, народ имеет право на революционное свержение деспотической власти. Не только религия, но и  аристократическая система воспитания подавляет врожденные  добродетели, детей следует воспитывать в естественных условиях, обучая ремеслу в соответствии с их  способностями, и наукам о природе. Искусство также должно  воспитывать патриотизм, великодушие и справедливость. Резко  негативно относился к  аристократическому искусству за его  безнравственность, т.е. за отсутствие идеи равенства и свободы. В  философии Руссо отразилась  социально-политическая и духовная ситуация предреволюционной Франции, его идеи стали основой революционной программы  Робеспьера.

Рекомендуем прочитать