Розанов

РОЗАНОВ Василий  Васильевич (1856—1919) — философ,  публицист, писатель. Детские годы  Розанова прошли в нищете. Учился в Симбирской, затем в  Нижегородской гимназии, где пережил период бурного увлечения  позитивистскими и социалистическими идеями. В 1882 г. окончил  историко-филологический факультет Московского университета, после чего около 10 лет преподавал историю и  географию в Брянской прогимназии, Елецкой гимназии и Бельской прогимназии. Здесь им было  написано первое большое  философское сочинение «О понимании» (1886), которое не было  воспринято современниками. В 1893 г. Розанов переезжает в Петербург, работает в Государственном  контроле в должности чиновника  особых поручений, с 1889 по 1917 гг. работает в газете «Новое время». Основное содержание  последующей биографии Розанова — его многообразная литературная  работа. Незадолго до смерти он  составил план издания своих  сочинений в 50-ти томах. Розанов  выражал свои философские идеи в публицистической и  литературной форме — от выступлений на злобу дня до бытовых зарисовок. Основные его сочинения —  «Религия и культура» (1899),  «Семейный вопрос в России» (1903), «Природа и история» (1903), «Около церковных стен» (1906), «О сладчайшем Иисусе и горьких плодах мира» (1908),  «Уединенное» (1912), «Опавшие листья» (1913—1915), «Апокалипсис  нашего времени» (1917—1918).  Философия Розанова во многом  предваряла экзистенциализм. В основе мировоззрения Розанова —  признание ценности  индивидуального бытия, отдельных вещей, человеческих переживаний и  устремлений. Видя основание истории  прежде всего в индивидуальном, Розанов противопоставлял естественное  развитие человека и общества  искусственным социальным проектам и  искусственным ограничениям,  налагаемым на человеческую жизнь  господствующей моралью и  государственными учреждениями. Семейный вопрос считал важнейшим в  общественной жизни, тему семьи тесно связывал с темой пола. Пол для  Розанова — нечто мистическое,  глубинная тайна его не может быть познана. В трактовке Розанова христианство признает прекрасным прежде всего страдание и смерть, пренебрегая ценностью жизни.

Рекомендуем прочитать