Риторика

РИТОРИКА — теория и  практика красноречия, возникшая в V в. до н. э., и переживающая  новый расцвет начиная со второй половины XX в. Аристотель  характеризовал риторику как  «способность находить возможные способы убеждения  относительно каждого данного предмета»; подобная задача другим наукам не по плечу, т. к. каждая из них может убеждать в чем-либо лишь в определенной узкой области. «Отцом» риторики считается  софист Горгий из Леонтин (ок. 480 — ок. 380 до н. э.), хотя  упоминают также и других уроженцев  этого острова, а именно Коракса и Тисия, но всех трех называют учениками Эмпедокла из Агригента, который, по словам  римского теоретика риторики Марка Фабия Квинтилиана (ок. 35 — ок. 96), первым способствовал  развитию риторики. Расцвет риторики во многом определялся  особенностями государственного  устройства и спецификой  судопроизводства в Афинах, а также ороакустическим (т. е. говоряще-слушающим) характером культуры  афинян. 40 раз в год в Народном  собрании граждане принимали  решения (которые были  окончательными) под воздействием  выступления того или иного ритора. Ежегодно переизбирался  Народный суд в составе 6 тыс. человек, из которых для конкретного  процесса по жребию отбиралось не сколько сот судей (на процессе  Сократа в качестве судей был 501  человек). В суде каждый гражданин был обязан обвинять и защищаться сам лично, вот почему и появились  логографы — профессиональные  составители речей. Очень важно  осознать, что риторика претендовала на статус «практической философии» вела очень долгую войну с  философией за право выступать в качестве универсального мировоззрения  античности. Так, Исократ (ок. 436 — 338 до н. э.) считал, что именно  риторика, которую он называл  «философией речи», является основой нравственного и политического  воспитания подлинного гражданина (а не философия, как это утверждал Платон). Позднее Марк Туллий  Цицерон (106 — 43 до н. э.) обвинит Сократа и Платона в расколе между философией и риторикой, в расколе «языка и сердца». Цицерон  подчеркивал, что разъединенные Сократом и его последователями «философы пренебрегли красноречием, ораторы — мудростью и более не касались чужого достояния, лишь изредка  заимствуя что-нибудь друг у друга; а между тем они могли бы одинаково черпать знания из общего своего  источника, если бы они пожелали  остаться в былом общении». Бурную критику риторических идей Исокра та развернул и Аристотель, которого Цицерон назвал «непримиримым врагом Исократа», но при этом (как отмечают Цицерон и Марк Фабий Квинтилиан) сам «публично начал преподавать наставления в  красноречии». Риторическое  образование, восходящее к Горгию из Леонтин, Антифонту Рамнунскому (ок. 480 — 411 до н. э.) и Исократу, являлось основой культуры не только Афин, но и Рима. Уже первые ораторы создавали школы красноречия, писали образцовые и учебные речи, но разработка теории риторики реально  начинается с трактата Аристотеля  «Риторика». В классической  риторике выделяются три типа  красноречия (торжественное;  политическое или совещательное;  судебное) и разрабатывается учение о пяти задачах риторики: 1)  инвенция (определение темы речи,  отбор материала; или учение о  нравах — Этос;  аргументах, включая собственно аргументы и общие места, т. е. топосы — Логос;  о страстях — Пафос; 2) диспозиция (учение о структуре речи и  порядке аргументов); 3) элокуция, или элоквенция (учение о средствах украшения речи, т. е. о тропах и фигурах риторики); 4)  запоминание; 5) произнесение.  Фактически, к началу XX в. в риторике прекращается разработка  теоретических проблем и она сводится лишь к судебной, политической, революционной, демагогической практической деятельности, во многом заслуженно получает  ярлык «напыщенного  пустословия». Во второй половине XX в. начинается новый расцвет риторики: возникает неориторика, или новая риторика, разрабатываемая на стыке философии, теории  литературы, лингвистики, логики и теории аргументации. Во Франции  развивается неориторика, тесно  связанная с философией постмодернизма (Р. Барт и др.); в США —  риторическая методология и риторическая критика, а также научная риторика как теория речевых коммуникаций; в Бельгии — это аргументативная риторика (X. Перельман) и общая риторика (группа «мю» из Льежско го университета, представители  которой считают, что риторика  изучает приемы речевой деятельности, характеризующие наряду с другими дискурсами и литературный  дискурс). Сегодня термин «риторика» имеет три смысла: 1) комплексная дисциплина, изучающая ораторское искусство; 2) наука о порождении высказываний (У. Эко); 3) наука о любых разновидностях речевой коммуникации, направленных на осуществление заранее  выбираемого воздействия на получателя  сообщения; т. е. — это наука об  эффективных технологиях убеждающей коммуникации.

Рекомендуем прочитать