Риккерт

РИККЕРТ Генрих (1863—1936) — главный представитель баденской (фрейбургской) школы  неокантианства, возникшей в 80-е гг. XIX в. Ученик и преемник ее  основателя В. Виндельбанда —  крупнейшего немецкого историка  философии конца XIX в. Г. Риккерт стал  систематизатором и продолжателем его идей и концепций.  Теоретические интересы Г. Риккерта  находятся в области гносеологии и  методологии научного, прежде всего  гуманитарного познания. Предмет философии, согласно Риккерту, составляет мир как  целое; он распадается на «Я»  (субъект) и «мир» (объект). Последний как таковой изучается частными науками объективно  (абстрагируясь от субъекта) и предстает как физическая и психическая  действительность. Философское же  познание, преодолевающее  односторонность как объективизма, так и субъективизма, упирается в проблему ценностей. Решение ее Риккерт видит в признании  ценностей в качестве особой  составляющей мирового целого наряду с миром субъектов и объектов («действительностью»).  Ценности (то, что имеет значение,  нужно, важно для людей)  присутствуют в действительности в качестве благ (в объекте) и в качестве оценки (в субъекте). Они не  существуют подобно им, они значат. Сфера ценностей, таким образом, трансцендентна. Связь ценностей с действительностью  осуществляется посредством смысла,  который принадлежит обеим сферам. Итак, ценности придают смысл акту оценки, создающему блага. Совокупность всех благ образует сферу культуры. Культура, таким образом, есть часть  действительности, соединенная с ценностями. С учением о ценностях тесно связана концепция наук о  природе и наук о культуре, кладущая в основу их разграничения не объект, а метод. По мнению Риккерта, различие этих наук коренится  прежде всего в способе образования  понятий («Границы  естественно-научного образования понятий», 1902). Понятия наук о природе строятся при помощи генерализирующего (естественно-научного) метода, эти науки заняты поисками общих  законов. Науки о культуре пользуются индивидуализирующим  (историческим) методом, направленным на единичное и особенное, причем не на всякое индивидуальное, а на  такое, которое соотнесено с  ценностью и тем самым с культурой. Риккерт считает, что подобное  разграничение наук, называемое им  «формальным», должно заменить  традиционное разделение на науки о духе и науки о природе, поскольку и  материальная действительность, и психическая — обе могут быть  рассмотрены как историческим, так и генерализирующим методами. Разработка Риккертом концепции наук о природе и наук о культуре принесла ему широкую известность в кругу ученых-гуманитариев.

Рекомендуем прочитать