Религия

РЕЛИГИЯ (от лат. religio —  благочестие, набожность, святыня,  воссоединение). В самом широком смысле религия есть вид  мировоззрения и образ действий, которые определяются поклонением  высшему началу, стремлением  соединиться с ним, служить восходящим к  нему идеалам. В более узком и  общепринятом понимании религия  («историческая», «позитивная»)есть  социально-организованная вера в  священное и основанный на ней способ общественной и личной жизни.  Священное (сакральное) — высшая «чудесная», сверхъестественная, потусторонняя, трансцендентная реальность. Это особый мир,  содержащий смыслы, образцы, силы,  абсолютно значимые для мирской (профанной) — обыденной,  посюсторонней реальности. Развернутый образ сакрального мира дается в  основном в виде мифа. В качестве  средоточия сил священного обычно представляется божество. В  отношении к священной реальности  верующие испытывают страх, трепет и восхищение. Ей поклоняются, ее почитают, чувствуют зависимость от нее, обязательства перед ней, с нею связывают надежды на высшее счастье, на спасение. Согласно П. А. Флоренскому, «если  онтологически религия есть жизнь нас в Боге и Бога в нас, то  феноменологически религия есть система  таких действий и переживаний,  которые обеспечивают душе  спасение», понимаемое как  «равновесие душевной жизни». «А  водворяя мир в душе, она умиротворяет и целое общество, и всю  природу». В религии приобщение  человека к высшим ценностям  достигается через отношение к  Абсолюту-святыне. Это отношение включает в себя устранение  раздробленности, отчужденности существования — собор,  означающий единение в любви и вере, обретение целостности  отдельным человеком, общностью,  историей, природой, — и всем  сущим. С позиций атеизма,  религиозное преодоление отчуждения человека от наиболее ценного для него объявляется иллюзорным и предлагаются альтернативные  решения проблемы. Так, Фейербах полагает, что религия коренится в противоречивой сущности  человека. Он есть единство индивида и рода, конечного и бесконечного, «Я» и «Ты». Человек, не сознавая этой двойственности, отчуждает свою сущность, представляет ее в виде Бога, удваивает мир. Этика любви Фейербаха должна  вернуть любовь, обращенную к Богу, тому, кому она, по сути,  предназначена, — человеку. Отчуждение исчезнет, когда люди будут  следовать принципу «человек человеку Бог». Марксисты полагают, что  религия как форма общественного  сознания производна от  общественного бытия. «Всякая религия, — писал Энгельс, — является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил,  которые господствуют над ними в их повседневной жизни, —  отражением, в котором земные силы  принимают форму неземных». Религия, по словам Маркса, есть «всеобщее  основание утешения и оправдания» «превратного мира», «опиум  народа». «Упразднение религии как  иллюзорного счастья народа есть  требование его действительного  счастья». Оно будет выполнено, когда в бытии исчезнет источник  отчуждения, то есть когда придет конец  господству частной собственности на основные средства производства. Поскольку религия предлагает  индивиду и обществу мировоззрение с ценностными ориентациями,  претендующими на абсолютный  характер, а также соответствующий образ жизни, она может выступать как культурно-интегрирующая  духовная сила. Истоки многих  специализированных сфер культуры —  искусства, права, философии и т. д. — лежат в едином мифо-религиозном комплексе. В некоторые эпохи, как, например, в христианском  средневековье, религия является ведущей  парадигмой культуры. В развитом виде историческая  религия включает в себя в качестве основных компонентов  соответствующие виды сознания,  деятельности, отношений,  учреждений. Религиозному сознанию — мировоззрению, ядром которого является вера в священное,  принадлежит определяющее  положение в религии. Религиозное  сознание ценностно и  эмоционально насыщено, чувственно  наглядно, символично, диалогично. В религиозной деятельности  различается культовая и внекультовая (теоретическая,  пропагандистская,  политико-организационная и т. п.) составляющие.  Важнейшее дело религиозной жизни — культ — проходящее в форме ритуала взаимодействие со  священной реальностью, в котором актуализируются ее символы и события (миф). Религиозные  отношения включают в себя  отношения к явлениям сакрального мира, а также — профанного,  поскольку они соприкасаются с  сакральным (например, в  повседневном обращении к нормам  религиозной морали). Религиозные  учреждения в своей совокупности образуют церковь (в широком смысле слова), основной  организационной единицей которой  является религиозная община.  Типичным для церкви является строго иерархическое  устройство, специализация, разделение верующих на клир и мирян. Основные способы действия (функции) религии, как вытекает из приведенных выше ее  характеристик, следующие. Религия,  во-первых, дает ценностные  мировоззренческие ориентиры, связывающие частное бытие с абсолютным  началом и компенсирующие горести  существования. Во-вторых, освящает определенные установления,  порядки, критерии, утверждая их  безусловную легитимность (законность). В-третьих, регулирует формы  поведения и общения, организует  социальное время и пространство,  соотнося их с явлениями священной  реальности. В-четвертых, интегрирует достижения различных областей  деятельности, способствует  сохранению и, в определенной степени,  развитию культуры. Религиозный  способ утверждения жизненных устоев и культурного строительства имеет свои границы, обусловленные тем, что приверженцы тех или иных  вероучений cioiqHHbi придавать  исключительную, сакральную  ценность именно их канонам; не  отвечающие им установления  обесцениваются, делегитимизируются.  Главные факторы человеческого  существования, поддерживающие  религиозность, распределяются по трем большим разрядам. Первое — личностно-экзистенциальные факторы: конечность индивидуальной жизни, ответственность за свою судьбу, за ценностный выбор; стремление к самоутверждению, к идеалу;  одиночество, потребность в общении и т. д. Второе — явления  природного и социального порядка:  разрушительная и созидательная сила природы, ее красота; отчуждение в обществе; значимость  социальных норм, мнений, настроений, традиций и т. п. Третье —  гносеологические причины:  ограниченность чувственного и  рационального познания; ценностный  характер знания; интуиция,  воображение, образность и диалогизм мышления, абстрагирование и олицетворение и т. д. По весьма спорному вопросу о происхождении религии имеются две крайние противоположные позиции. Согласно первой,  теистической, утверждается прамо нотеизм, то есть изначальное  существование веры в единого  Бога-творца. Сторонники второй, атеистической позиции полагают, что в человеческой истории был длительный дорелигиозный  период. В свете современных  научных данных представляется  наиболее вероятным, что религия возникает вместе с человеком и на первых порах существует в  виде первобытных верований. Их главные формы: магия  (представления и практика, исходящие из веры в таинственные силы,  которые можно использовать в целях воздействия на людей и явления); фетишизм (основан на  представлении о способности определенных предметов после обращения к ним, положительно или  отрицательно влиять на человека); анимизм  (вера в существование душ и духов); тотемизм (предполагает наличие родственной связи между  общностью людей и определенным  животным и растением). Из  первоначальных верований образуются  племенные религии, потом возникают  национально-государственные и  мировые. К традиционным мировым религиям относятся буддизм,  христианство и ислам.

Рекомендуем прочитать