Рассел

РАССЕЛ Бертран (1872—1970) — английский философ, логик,  математик, видный общественный  деятель. Рассел — автор «Манифеста Рассела-Эйнштейна», положившего начало Пагуошскому движению ученых за мир. В 1920 г. посетил Россию и, в отличие от многих  других деятелей западной культуры, дал критический анализ советской действительности в работе  «Практика и теория большевизма».  Философские и общественные взгляды Рассела претерпевали постоянную и существенную эволюцию. Рассел как философ — родоначальник двух философских направлений —  неореализма (в его английской и  американской разновидностях) и так  называемой «аналитической  философии». Во время совместной с А.Уайтхедом работы над  трехтомным трудом «Principia Mathematica» (1910—-1913) Рассел дал логическое обоснование математическому  знанию, сделал фундаментальные  открытия в области математической логики. Суть разработанной им  новой программы «логицизма»  состояла в следующем: ни одна аксиома, ни одно положение не должно  приниматься на веру, необходима лишь небольшая совокупность очень  простых идей, из которых можно  вывести как простейшие законы логики, так и сложные теоремы математики. Идея «аналитического метода»  философии состояла в том, что  философия, по Расселу, должна  расщеплять сложные идеи на  простые, пока это не приведет к  обнаружению подлинной структуры мира («атомарные факты»,  зафиксированные в «атомарных  (элементарных) предложениях»). Анализ парадоксов теории  множеств и логической семантики Рассел связал со своей теорией дескрипции. «Не позволяйте грамматике диктовать свою волю онтологии», — так  сформулировал сам Рассел смысл своей  теории дескрипции. По мнению  Рассела, фразы-обозначения,  которые могут описывать и  несуществующие объекты, такие как «круглый квадрат», отличаются от собственных имен тем, что не имеют значения сами по себе, а обретают его только в  предложении. Поэтому парадоксы,  связанные с фразами-обозначениями и собственными именами можно устранить, если перевести  предложения, в которых они  встречаются, в форму, которая не  допускает этих парадоксов.  Основоположения реализма, на которых стоял Рассел в 20-е гг., можно представить следующим  образом: предметы, вступая в  отношения, не изменяют своей  качественной природы. Применительно к процессу познания это  означает, что вещь как объект познания остается по своему содержанию той же самой, какой и была вне процесса познания. Рассел назвал это положение «нейтральным  монизмом»: материя и дух, субъект и объект представляют собой одни и те же «чувственные данные». В 40—50-х гг. Рассел допускает  существование объективных, в  отличие от элементов «опыта», фактов, но их объективность основана на внеэмпирической вере в бытие внешнего мира. В основном труде данного периода «Человеческое  познание, его сфера и границы» (1948) Рассел критикует идеализм,  солипсизм, формулирует теорию истины, оказавшую существенное влияние на «семантическое определение  истины» А. Тарского. Наряду с  результатами в области теории познания, важным результатом философских исканий Рассела было появление  работ атеистического характера, таких как «Почему я не Христианин», «Внесла ли религия полезный вклад в цивилизацию», в которых он  указывает на религию как средство  подавления человеческой личности, препятствие на пути цивилизации. Высшая ценность на земле —  человек. Философия — «ничейная  земля» между религией, наукой и  обыденным опытом. Борьба за счастье человека, против войны и ядерного безумия есть высшее благо. Таков итог исканий Б.Рассела.

Рекомендуем прочитать