Рациональность

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ. 1.  Рациональность научной  деятельности. В философии и методологии  науки большое внимание уделяется идеалам и нормам познавательной деятельности: нормам и эталонам обоснования, объяснения и  описания, нормам доказательности,  идеалам организации знания. Например, в классической физике идеалом  объяснения и описания считалась  характеристика объекта исследования «самого по себе», без указания на средства его исследования. В  современной физике в качестве  необходимого условия выдвигается  требование фиксации взаимодействия  объекта со средствами наблюдения. Нормы научной рациональности  являются составной частью таких  логико-методологических  образований, как парадигма (Кун),  исследовательская программа (Лакатос, Фейерабенд), стиль научного  мышления, выделяемых философами  науки. Часто в литературе  используется не инструменталистское,  операциональное, построенное на схеме «цель-средство», а расширительное понятие рациональности,  являющееся по сути синонимом  «разумного», разумного познания в отличие от мифологического,  художественного и пр. Например, говорят о  «типах рациональности» античности, средневековья и т.д. Такой подход правомерен, когда нет  необходимости различать в самом «разуме»  составляющие его компоненты; 2. Рациональность как  нормативность; совокупность правил, норм, эталонов, стандартов  оптимальная для достижения  социально осмысленных целей и  принятия определенным социумом. Нормы рациональности  регулируются опосредованно  (искусство, общественное мнение,  средства массовой информации)  общественными ценностями. Любая общезначимая человеческая  деятельность имеет свою  регламентацию (традиции, обычаи,  обычное право, религиозные  предписания и пр.), в рамках  европейской цивилизации к ним  добавляются или приходят на смену  законы, в том числе международные, ведомственные и должностные инструкции, ГОСТы и другие нормативные акты. Так, по  отношению к государству в целом и конкретно каждому,  работающему в его системе, действует  правило: «можно делать только то, что разрешено» — разрешено  законом, инструкцией и т.д. В  социологии вхождение человека в общественную, в широком  смысле производственную сферу  фиксируется понятием «социальная роль»: человек не может вести  себя так, как ему вздумается, он должен вести себя так, как от него ожидают другие люди.  Социальные роли многообразны:  руководитель — подчиненный,  продавец — покупатель, учитель —ученик. Вся система образования в европейской цивилизации в  конечном счете есть стандартизованное производство специалистов с  набором стандартных качеств. Ненормированность деятельности всегда  является источником произвола,  несогласованности, что, в свою  очередь, порождает недоразумения,  потерю времени, человеческого  достоинства и пр. Поэтому одной из  основных характеристик европейской цивилизации является ее  рациональность, нормативность. Истоки этого лежат в античности, когда древние греки стали любить только то, что имеет четкие границы, что оформлено; расплывчатое,  аморфное, неустойчивое, текучее ими  третировалось. Античная мечта —  Хаос превратить в Космос, порядок. Не случайно «эйдос» Платона несет двойное звучание: он и эталон,  стандарт, и совершенное, прекрасное. Кроме того, европейскую  цивилизацию справедливо называют  технократической. Производство,  поставленное на поток, имеющее  массовый характер, нуждается в жесткой регламентации. Такая типизация  человека, попытка подогнать под  общие стандарты его  жизнедеятельность уравновешивается в  европейской цивилизации признанием за  человеком его суверенности,  автономности. Права и свободы закреплены в различных декларациях,  национальных конституциях, законах.

Рекомендуем прочитать