Прекрасное

ПРЕКРАСНОЕ  эстетическая категория, характеризующая отношение человека к таким  явлениям, которые он  воспринимает как выражение своей свободы, всего того, в чем он видит  источник благоприятной жизни. В  истории философской мысли под прекрасным понимали и  объективные свойства чувственно  воспринимаемых явлений, например явлений природы, и субъективный образ созерцания,  доставляющего человеку удовольствие, т.е. как явление, которое существует не вне нас, а в нашем сознании.  Прекрасное определяли и как  проявление объективного духовного начала, например Бога в сотворенном им мире. Большинство всех этих  многочисленных различных определений прекрасное содержит долю истины. В общественной деятельности  людей, практической и духовной  рождается и живет и то, что человек  воспринимает как прекрасное, и его субъективная способность, равно как и потребность переживать,  понимать и творить прекрасное.  Иначе, прекрасное — это одновременно условие и продукт деятельности субъекта, формирующего плоть и образ объекта. Прекрасное —  эстетическая ценность, т. е. то в  объекте, что имеет положительное  значение для воспринимающего его субъекта. Взаимодействие объекта и субъекта — вот основание  реального существования прекрасного. Различают сущность прекрасного и форму его проявления.  Прекрасным может быть только то, что  является для нас в чувственно  воспринимаемой предметной форме красоты. Свойства этой формы — гармония частей и целого, порядок и  симметрия, пропорциональность и  соразмерность. Человек — мера красоты. То, что не соответствует его  возможностям и является в формах,  намного превосходящих привычную для него способность восприятия, что огромно, грандиозно,  колоссально, то может быть возвышенным или ужасным. Возвышенное — высшая мера проявления  прекрасного. Красивая форма  выразительна, потому что выражает такое содержание, которое имеет благотворное значение для  человека. Полезная вещь эстетически впечатляет, если чувственная форма вещи выявляет ее  целесообразность. Эстетическое  отношение к вещи — это восприятие «целесообразности без цели» (И. Кант). Можно оценивать вещь утилитарно, думая о выгоде  обладания ею. Эстетическое  восприятие бескорыстно. Это любование красотой вещи, созерцание ради удовольствия видеть. Любоваться можно одной только формой  красоты, например пластикой  стройного человеческого тела. Но куда большее удовлетворение  приносит переживание заключенного в красивой форме высоко  значимого для нас духовного содержания. «Свобода в явлении», — так Ф.Шиллер определял  прекрасное. Смысл прекрасного — в  явлении, которое понимают как  условие и продукт нашей  свободной жизнедеятельности —  творческой мысли, одухотворяющей лицо мудреца, героического  поступка, преодолевающего  опасность грозящего нам бедствия. Прекрасная любовь, если это  ничем не ограниченное проявление доброты, нашей способности  чувствовать и понимать, нашей  потребности творить и наслаждаться жизнью, наших деяний и познаний,  раскрывающих истинный смысл  человеческого существования. Неслучайно в философии изначальна традиция объединять понятия истины, добра, красоты и любви.

Рекомендуем прочитать