Познание

ПОЗНАНИЕ. В истории  философии вплоть до XIX столетия` определение понятия «познание» устанавливалось чаще всего  путем сопоставления знания с  мнением и верой. В конце XIX в. в «Толковом словаре живого  великорусского языка» Вл. Даля  термин «познание» пояснялся через «сведения, знания, опытность и ученость, все, что человек знает научного». В нашем столетии «познание» тоже оказывалось производным от «знания»,  причем крен в сторону «истинного», «научного» знания усилился. Так, в «Философском  энциклопедическом словаре» (1-е изд.)  говорилось: «Знание — это  проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный  логикой результат процесса  познания действительности,  адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений,  понятий, суждений, теорий».  Получалось, что познание — это  проверенное на практике  истинностное знание. Такое понимание  познания чрезмерно суживало его границы во всех областях  познания, в том числе в сфере  обыденного и научного познания,  поскольку этот процесс кроме  истины реально включает в себя  широкий пласт познания,  развертываемого во «вне-истинностной», проблематичной, гипотетической сфере. Не случайно во 2-м издании упомянутого словаря (1989) такая трактовка познания уже отсутствует и заменена другой, правда весьма расплывчатой формулировкой.  Наиболее приемлемым можно считать подход к «познанию» с позиции  типов деятельности в пределах субъектно-объектных отношений.  Деятельность субъекта расчленяется, как известно, на три основных типа: практическую, ценностно-ориентационную и познавательную  деятельность. Нужно сопоставлять  последний тип с предыдущими двумя типами. В отличие от практической познавательная деятельность есть духовная деятельность; она сама по себе не изменяет  вещественно-субстратные, материальные системы, не преобразует природу и общество. В пределах же духовной  деятельности, в отличие уже от духовной ценностно-ориентационной  деятельности познание дает информацию не о ценностях, а о сущностях; акт  оценки, включенный в эту деятельность, есть осознание того, что те или  другие явления могут (или не могут) удовлетворять наши потребности и интересы. В отличие от этой  деятельности познание есть  деятельность по получению, хранению,  переработке и систематизации  осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов (или иначе: «...и систематизации полученной информации»). Знание же — это  результат познания. Видов же  познания будет столько же, сколько и  видов знания (обыденное,  религиозное, мифологическое,  художественное, научное,  эмпирическое, теоретическое и др.).

Рекомендуем прочитать