Постмодернизм

ПОСТМОДЕРНИЗМ  комплекс идей, характерных для  новейшей, «постсовременной» культуры. Термин, широко используемый как интердисциплинарный, до сих пор не имеет однозначного  определения, вызывая споры исследователей (см., например, «Вопросы  философии», 1993, №3, «Постмодернизм и культура»). Считается, что  первым его употребил — как  уничижительную характеристику  человека декаданса — Р. Панвиц в  работе «Кризис европейской  культуры» (1917). В современном  значении — как обозначение  специфики культуры периода после Второй мировой войны — он  появляется в работе Ч.Дженкса «Язык архитектуры  постмодернизма» (1975) для определения всеядности архитектурного  стиля, появившегося в конце 60-х—начале 70-х гг. Затем  термин распространяется на  изобразительное искусство как  легитимация эксперимента с цветом, формой и даже жанром, на  литературу — как констатация  появления «нового романа» и его  влияния на стилистику  художественного текста и, наконец, с  появлением работы Ж. Ф. Лиотара  «Ситуация постмодерна» ( 1979) — на философию — как определение состояния и перспектив, по  выражению представителей  Франкфуртской школы,  «философствования после Освенцима». Ж. Ф. Лиотар полемизирует с Ю. Хабермасом, считавшим  преступления XX в. следствием  неправильной реализации  просветительского проекта построения единого мира и видевшим задачу культуры в восстановлении  ценностей модернизма. В  интерпретации Ж.Ф.Лиотара, Освенцим — результат реализации проекта Модерна, и выходом является  кардинальное изменение восприятия  мира: переход от иерархии,  устанавливаемой метадискурсом «больших нарраций» (Ж.Ф.Лиотар  использует литературоведческий термин, обозначающий повествовательный уровень, т.е. определенную — в данном случае, иерархическую — организацию текста и закрепленной в нем речевой деятельности), к  принятию множественности  самостоятельных и равноправных элементов, существующих в виде полиморфичных и диверсивных языковых игр. Постмодернизм предполагает  принципиально новый, не приемлющий статики и однозначных определений взгляд на мир. Меняется и статус философии: постмодернистская «парадигма» философии  парадоксально оказывается началом  разрушения парадигмального способа мышления. Центральной проблемой становится проблема осмысления текста. В связи с реализацией этой задачи теоретиками философского постмодернизма считают философов-нео (или пост-)  структуралистов: М.Фуко (позднего периода), Ж.Дерриду, Р.Барта (позднего  периода), Ж. Лакана (позднего  периода), Ф. Гваттари, Ж. Делеза и др. — тех, кто предложил новую, в  отличие от структурализма, небинарную стратегию текста. Часто под  постмодернизмом понимают движение де конструктивизма, в узком смысле этого термина — практику анализа постмодернистских  художественных текстов (развитую прежде всего в США Иельской школой), более широко — практику  анализа любых явлений как текстов, пользуясь методикой, в основе  которой лежит метод  деконструкции, предложенный Ж. Дерридой, как метод восстановления смысла текста путем  обнаружения связанных с ним других смыслов, других текстов. Так, из теории новейшего, прежде всего неоавангардистского искусства и культуры постмодернизм  превращается в общефилософскую  концепцию. История распространения и употребления термина  «постмодернизм» свидетельствует об особой его специфике: это не только объективистское  обозначение того или иного нового  явления в определенной области  культуры, это одновременно  самоопределение, ауторефлексия этого явления. Термин  «постмодернизм» этимологически  закрепляет не только последовательное  отношение новейшей культуры и философии к культуре и  философии модерна, но и рефлексию, по большей части критическую, по отношению к предшествующему способу существования в  культуре и философии. Сегодня это  даже не философская школа, а адекватное современному  состоянию общества  самоидентификация культуры, в том числе  философской,  распространяющаяся на все сферы человеческой деятельности: социологию,  экономику, психологию, политику, науку, искусство и др.

Рекомендуем прочитать