Поппер

ПОППЕР Карл Раймунд (1902—1994) — британский  (австрийского происхождения)  философ, логик, социолог, основатель школы «критического  рационализма», автор работ «Логика и рост научного знания», «Нищета историцизма», «Открытое  общество и его враги». Поппер  отвергал насаждаемое  неопозитивистами мнение о первостепенной важности для философии анализа языка и проблем значения, считая одной из главных ее проблем  разграничение науки и ненауки. В  качестве критерия демаркации предложил принцип фальсифицируемости, согласно которому любое знание, претендующее на статус научного, должно быть в принципе опровержимо. А само слово «философия» может иметь только характер конвенции или соглашения. Принцип фальсифицируемости есть результат анти индуктивистской позиции Поп пера, согласно которой опыт  никогда не предшествует теории. Что касается познания истины, то Поппер в этом направлении находится на позиции скептицизма:  истина объективно существует, но, в силу предположительного  характера любого знания, в принципе  недостижима; а если мы случайно  наткнемся на нее, то никогда не будем знать об этом. Поппер предпринял попытку построить логическую  теорию правдоподобности, согласно которой максимально  правдоподобной будет теория, дающая полное и исчерпывающее знание о мире. В соответствии с этой теорией Поппер рассматривает развитие знания не как переход от одного истинного знания к другому, а как переход от одних проблем к другим, более  глубоким. Механизмом этого развития является метод проб и  ошибок-предположений и опровержений. Свой критический рационализм Поппер дополнил «теорией трех миров»: 1-й мир — физические объекты и  состояния; 2-й мир — состояние  сознания, исходные философские  абстракции, возникшие на заре  становления философии; 3-й мир —  объективного содержания мышления. Его элементами являются теории,  предположения, поэтические  размышления, произведения искусства,  содержание книг и т. д., причем некоторые обитатели 3-го мира — истинны, а другие — ложны. Все они  существуют  условиях конкуренции,  выживают лишь наиболее  приспособленные, так что изменения в 3-ем мире подчиняются дарвинистской  теории. Эпистемологический  эволюционизм Поппер дополняет  космологически-метафизическим. В  области социальной философии  выступил с критикой марксизма,  который, по мнению Поппера, не является наукой и ведет к  тоталитаризму, и принципа историцизма применительно к развитию  общества. Считал, что идея движения общества как такового есть просто холистское заблуждение. Поппер — один из создателей  «социальной инженерии» в двух ее  формах: частичной, постепенной и утопической. Утверждал, что  локальные изменения социальной действительности являются единственным надежным путем развития общества. Социальный антиисторизм оказался, в  конечном итоге, в противоречии с  последовательно проводимым Поп пером эволюционизмом и исто рицизмом применительно к  естественно-научному знанию и  прогрессу научного знания в целом.

Рекомендуем прочитать