Понимание

ПОНИМАНИЕ  центральная категория философской  герменевтики; определяется двояко: как поиск и выявление или как приписывание смысла. В  универсальной герменевтике Шлейермахера понимание — выявление смысла текста, отождествляемого со скрытыми интенциями его  автора. Понимание — результат «диалога» истолкователя и автора текста, в процессе которого  истолкователь интерпретирует текст. Процесс интерпретации имеет два аспекта:  грамматический — интерпретация слов и предложений текста,  обусловленная общим для истолкователя и автора языком, знанием языковых норм; и психологический —  интерпретация скрытых интенций и мотивов автора, в том числе — неосознаваемых им самим,  осуществляемая на основе общности человеческой природы  истолкователя и автора, способности  истолкователя поставить себя на место автора, взглянуть на мир его глазами. В этом отношении концепция понимания Шлейермахера включает в себя эмпатию.  Понимание у Шлейермахера внеисторично: для того, чтобы понять текст и его автора истолкователь должен  отстраниться от своей исторической ситуации и личного опыта,  устранить историческую дистанцию  между собой и автором текста.  Структура процесса понимания выражается принципом герменевтического  круга. В Баденской школе  неокантианства понимание —  противоположный объяснению, методу  естествознания, специфический способ  познания культурно-исторической  реальности, явления которой  неповторимы, индивидуальны,  непознаваемы путем сведения частного к  общему, применимом в познании  природных явлений. У Дильтея понимание — метод познания исторической  реальности, метод «наук о духе»,  непосредственным предметом  которых являются тексты.  Первоначально понимание у Дильтея, так же как и у Шлейермахера, раскрытие  смысла текста, идентифицированного со скрытыми интенциями его автора; эмпатическое проникновение во внутренний мир человека  прошлого, обоснованное общей  человеческой природой понимающего и  понимаемого; в дальнейшем  понимание — постижение внутреннего  мира индивидуальности через его  объективации, представленные в виде права, религии, языка, норм морали, обоснованное надындивидуальным характером этих объективации. У Хайдеггера понимание —  фундаментальный способ  человеческого бытия, категория не  методологическая, а онтологическая. Понимание — постижение  смысла бытия, выраженного в языке, наиболее полно в языке поэтов. Оно осуществляется через  понимание человеком своего  собственного конечного исторического бытия. В отличие от  Шлейермахера и Дильтея Гадамер  рассматривает понимание не как  проникновение во внутренний мир  автора текста, а как прояснение  смысла проблемы, поставленной  текстом; предмета, к которому  обращается текст. Понимание текста становится диалогом  истолкователя с текстом, в результате  которого реконструируется смысл проблемы. Понять текст —  значит понять вопрос, ответом на  который является этот текст, значит понять текст иначе, чем его автор. При этом текст выводится из его психологического и  исторического контекстов. Понимающий  ограничен культурно-исторической традицией, в которой он живет, и своим личным опытом.  Утверждая принципиальную  невозможность для человека освободиться от своей исторической  ограниченности, Гадамер рассматривает ее как необходимое условие, а не препятствие для понимания  текстов, отделенных от  истолкователя исторической дистанцией.  Понимание — не только метод гуманитарных наук, но и способ  освоения человеком  культурно-исторической традиции, форма бытия и  философствования.

Рекомендуем прочитать