Плеханов

ПЛЕХАНОВ Георгий  Валентинович (1856—1918) — философ, политический деятель, социолог,  историк. Главные философские  произведения: «К вопросу о развитии  монистического взгляда на историю» (1895), «Очерк по истории  материализма» (1896), «К вопросу о роли личности в истории» (1898), «Materialism militans» (1908—1910), «История русской отечественной мысли» (1914). Плеханов —  теоретик марксизма, его популяризатор, основатель и активный участник  социал-демократического движения в России. Считал, что марксистское учение основывается на  философии высшего типа: подлинно  научной, в которой теоретическая часть необходимым образом  переходит в практическую.  Философия марксизма включает в себя диалектику (методологию и  гносеологию), философию природы и философию общества  (исторический материализм). Согласно Плеханову, фундаментальным принципом марксизма как  научной философии является  материалистический монизм,  последовательно выдержанный во всех ее разделах. Марксистская  философия стала закономерным итогом развития мировой мысли,  важнейшими достижениями которой были учения Спинозы,  французских материалистов, Гегеля и Фейербаха, а также Канта.  Субстанция одна — материя, ее  основные атрибуты —  протяженность (объект) и мышление  (субъект). Материя существует как  совокупность «вещей в себе»,  которые, воздействуя на органы чувств, вызывают ощущения — источник познания и основанной на нем деятельности. Эти  ощущения — не копии вещей, а скорее обозначения, «иероглифы»,  соответствующие объективным  формам и отношениям. Мир  развивается поступательно, по законам диалектики. Общественный  прогресс определяется расширением власти людей над природой —развитием производительных сил, существенным условием которого является географическая среда. То, каким образом экономический  «базис» формирует соответствующую «надстройку», Плеханов  представлял, выделяя в качестве отдельного звена общественную психологию, в так называемой пятичленке: «1)  состояние производительных сил; 2) обусловленные им  экономические отношения; 3)  социально-политический строй, выросший на данной экономической «основе»; 4) определяемая частью  непосредственно экономикой, а частью всем выросшем на ней  социально-политическим строем психика  общественного человека; 5) различные идеологии, отражающие в себе свойства этой психики». Помимо  отношений собственности  существуют и технологические  (неклассовые) производственные отношения, а также другие такого же рода  общественные образования,  нуждающиеся в централизованном  регулировании. Государство выполняет эту  задачу, будучи по своему главному  назначению органом управления, а не «аппаратом подавления».  Потребности общественного развития  выражаются в интересах масс, в их стремлениях и настроениях,  побуждающих к действию. Объективная историческая закономерность  осуществляется через более или менее сознательную деятельность людей, в первую очередь массовую: «народ, вся нация должна быть героем  истории». Сила передовых  выдающихся личностей и их  объединений (особенно — политических партий) состоит в том, что они выражают и отстаивают  интересы народа, пробуждают в нем  героическое самосознание. С этих позиций Плеханов критиковал  теорию героев и толпы,  субъективизм народников, усматривал его рецидив в идеях Ленина о  внесении сознания в революционное движение извне и перехода к  социализму, минуя этап зрелого  капитализма. Плеханов доказывал, что исторический материализм далек от крайностей фатализма и волюнтаризма. Свобода —  познанная и освоенная  необходимость. «Царство свободы»  наступит тогда, когда «человек  подчинит своей воле производственные отношения». Мораль — социальное,  исторически обусловленное явление, критерий нравственности —  общественная полезность, которая, по сути, содействует  утверждению ценности личности.  Пролетарская революционная  нравственность находится на самом  высоком из достигнутых уровней. Мораль не производна от  религии. Последняя характеризует  низшую стадию развития культуры. В отношении религии следует придерживаться принципа  свободы совести. В эстетике Плеханов отстаивал идеи реализма, социальной обусловленности искусства. Рассматривая искусство как  художественный способ освоения  действительности, указывал на  общественно полезные свойства предмета как на источник эстетического  отношения к ним. Развивал трудовую  концепцию происхождения искусства.

Рекомендуем прочитать