Платон

ПЛАТОН Афинский (427— 347 гг. до н. э.) — древнегреческий философ. Настоящее имя Аристокл, происходил из царского афинского рода. В юности испытал сильное влияние философских идей своего учителя Сократа, после казни  которого бежал из Афин, путешествовал, посетил Сицилию, где  безрезультатно пытался реформировать  правление тирана Дионисия Старшего в  соответствии с собственным  политическим идеалом. Не удались  подобные попытки и в период правления Дионисия Младшего. Основанная Платоном в 387 г. в Афинах  Академия,— первый опыт  профессионального философствования.  Главные произведения: «Пир», «Федон», «Федр», «Парменид»,  «Государство», «Политик». Основными  проблемами в философии Платона  являются онто-космологическая,  познавательно-методологическая,  социально-политическая, этическая. Утверждение реальности  идеального — важнейшее открытие Платона, определившее пути развития  западно-европейской рациональности. Досократики не могли объяснить чувственно воспринимаемое  чувственным. У Платона  умопостигаемая, интеллигибельная реальность, мир истинного, вечного и  неизменного бытия становится способом  понимания и объяснения мира  становления, видимости, возникновения и умирания. Идеи Платона — предмет «чистого», свободного от  чувственного восприятия мышления. Мир идей — иерархически  организованная целостность, вершиной и основанием которой является идея Блага. Умопостигаемый мир — истинная причина  чувственного мира, в соответствии с ним  вечный творец Демиург (мыслящий и волящий) из любви к Благу  создает «хору», пространственность. Физический космос,  порядок — триумф Логоса. В силу этого становится возможным и познание, которое Платон  рассматривает как припоминание, анамнесис. Разделение миров  является основанием и для  разделения познания на истинное знание и мнение, представление.  Познание есть восхождение от мира  теней и подобий, данного человеку в представлении, к подлинному бытию, предмету истинного  знания. Знание и мнение  различаются не только по предмету, но и по методу. Беспредпосылочные  начала умопостигаемого мира  доступны мысли, первообразы  исследуются размышлением. Мир становления — предмет  чувственного восприятия. Высшие формы научного знания —  математика и диалектика. Истинное знание доступно не всем и не  выразимо письменно, в понятиях, сфера эзотерического знания — устная диалектика. Доступное только философу истинное  знание есть восприятие целого в  гармоническом единстве его частей, мистический синтез мысли и чувства, мифа и логоса, демоническая страсть, любовь, экстаз, стремление его души в мир идей. Поэтому  философ не боится смерти, рассматривая ее как способ соединения души с умопостигаемым миром.  Философствование есть упражнение в  смерти, процесс познания становится, таким образом, моральным  преобразованием. Этический долг  философа, способного выйти из пещеры представлений на свет истинного знания (миф о пещере в  «Государстве»), — вернуться к пещерожителям и попытаться объяснить им истину, хотя успех мало вероятен. Знание необходимо для правильного образа жизни и воспитания, так как это единственное, что остается от  земной жизни вечной, бессмертной  души. Очищенные философией души попадают в мир Богов, души же, слишком захваченные желанием  телесности, после смерти тела  (темницы души) бродяжничают и  вселяются (хорошие) в души других людей, (плохие) — в животных («Федон», «Федр»). С другой стороны, забота о душе — необходимое условие  возможности истинного знания.  Переселение душ (метемпсихоз) и делает возможным знание как  припоминание души о своей причастности  миру идей. Способом побуждения к припоминанию является  сократическая майевтика,  беседа-рассуждение, в процессе которой и  осуществляется восхождение от мнения к  истине. Кроме того, истинное знание необходимо и для существования правильного (т. е. наиболее  близкого к идеальному) государства. Истинная политика есть  попечение и спасение душ, и в этом  плане она совпадает с философией, поэтому правитель должен быть философом. Принципами  устройства идеального государства  являются фундаментальные  античные ценности: мудрость,  мужество, умеренность. Их  гармоническое единство позволяет достичь блага государства —  справедливости.

Рекомендуем прочитать