Писарев

ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович (1840—1868) — русский  философ-материалист, публицист,  литературный критик. Основные  работы: «Схоластика XIX века»,  «Реалисты», «Идеализм Платона»,  «Разрушение эстетики», «Мыслящий  пролетариат». Последователь  Чернышевского, Писарев называл себя представителем так называемого «реализма». Он довел до крайности критику философских систем  прошлого и современности, обвиняя философов в умозрительности,  отрыве от жизни. Писарев  положительно относился к идеям  позитивизма, был поклонником  естественно-научного материализма Фохта и Молешотта, пропагандировал идеи дарвинизма. Принцип  утилитаризма, принцип полезности стал для Писарева основополагающим.  Писарева можно назвать одним из  немногих представителей сциентизма в России: он был убежден в  неограниченных возможностях науки в  деле познания и преобразования  действительности. Научное  исследование должно одушевляться не  чистым познавательным интересом ученого, но пользой. В области  этики Писарев последовательно  проводил мысль о совпадении  «расчетливого эгоизма» с «сознательным  человеколюбием». Несмотря на  презрительное отношение к «проблеме Я», Писарев говорит о  необходимости развития «цельной личности», о свободном творчестве, избавленном от гнета авторитетов. По"  отношению к искусству принцип пользы должен быть  основополагающим: «сапоги выше Шекспира». Отношение Писарева к обществу, перспективам его изменения  определяется своеобразным  сочетанием просветительной  идеологии, позитивистской установки на господствующую роль науки в регуляции общественной жизни и «экономического материализма». Хотя Писарев — сторонник  социалистического устройства, он не акцентирует внимание на  насильственных революционных  акциях. Россия, по его мнению, еще не готова к революционной борьбе, необходимо предварительное преобразование сознания масс, «общественного мнения».  Воздействие на общественное  мнение должно происходить путем популяризации научных  достижений, «онаучивания» массового сознания». Если «ум и богатство» капиталиста соединить с  разносторонней образованностью, то капиталист становится  «мыслящим и расчетливым  руководителем народного труда». Писарева называли нигилистом,  боровшимся с верой в «абсолютные  истины». Однако его «нигилизм» далек от трезвости рационализма Запада. Социальный пафос,  своеобразный «сциентистский  романтизм», внимание к проблеме  свободного развития личности,  публицистический дар,  полемичность произведений Писарева позволяют говорить о том, что в его творчестве своеобразно  преломились черты, свойственные русской философской мысли в целом.

Рекомендуем прочитать