Пифагореизм

ПИФАГОРЕИЗМ  совокупность учений в античности,  ведущих свое происхождение от  Пифагора, т.к. научные открытия приписывались Пифагору даже после его смерти. Пифагореизм одно из самых влиятельных  течений в античной философии, во многом определившее  дальнейшее развитие европейской культуры. Выделяют несколько этапов: 1) ранний, доплатоновский —  последняя четверть VI —сер. IV в. до н. э.; 2) платонизирующий — IV в. до н. э.; 3) эллинистический —  конец IV — I в. до н. э.; 4)  неопифагореизм — с I в. до н. э. В узком  смысле под пифагореизмом понимается ранний период. Реконструкция  пифагореизма затруднена ввиду, с  одной стороны, его закрытости, с  другой — множества интерпретаций древних авторов и обилием  псевдопифагорейских трактатов. Известен тезис Пифагора: «Самое мудрое — число». Оно владеет всеми вещами. То, что понимали в античности под «числом», отличается от  европейского. Число для Пифагора было «оптическим символом, не формой вообще или абстрактным  отношением, но межевым знаком ставшего... Вся античность... понимает числа как единицы меры, ... отрезки,  поверхности... Вся античная  математика есть стереометрия»  (О.Шпенглер). Тем самым была положена  возможность описания мира через  числовые соотношения, поиска  математических регулярностей. Так,  например, звуки музыки (она  рассматривалась в качестве средства  очищения, катарсиса) переводимы в  числовые соотношения: разница  звучания струн музыкальных  инструментов зависит от разницы их длин. Считается, что именно  пифагорейцы назвали универсум «космосом», т. е. порядком, т. к. в основе всего  лежит число. Четыре рода вещей  соединялись ими с геометрическими телами: земля приравнивалась кубу, воздух — октаэдру, вода — гексаэдру, огонь — пирамиде (т. к. она напоминает язык пламени). Небеса, вращаясь согласно  числовой гармонии, производят «божественную музыку сфер».  Однако и у чисел есть свои  первопричины. Два элемента составляют число: определенное и  ограниченное, неопределенное и  неограниченное. В четных числах преобладает неопределенное,  поэтому они менее совершенны. Четные числа назывались  «прямоугольными», а также  «женскими». В нечетных числах  преобладает ограничивающий элемент, они считались более  совершенными. Их называли  «квадратными» и «мужскими». Единица не была для них ни четной, ни  нечетной, она равняется себе, ибо из нее происходят все остальные числа. Полагают, что именно  Пифагор открыл несоразмерность, иррациональные числа. Но это была одна из важнейших тайн  пифагорейских математиков. Позднеантичный миф повествует, что открывший эту тайну  непосвященным погиб при  кораблекрушении. Занятие математикой,  наукой и было одним из главных средств очищения души: через созерцательную,  «теоретическую» жизнь можно — полагали пифагорейцы — достичь  соединения с божеством.

Рекомендуем прочитать