Отчуждение

ОТЧУЖДЕНИЕ — термин,  широко и неоднозначно  употребляемый в современной философии, социологии, социальной  психологии. В юриспруденции  означает передачу имущества в  собственность другого лица.  Теоретики общественного договора (Гоббс, Руссо и др.)  рассматривали отчуждение как акт передачи прав личности государству. В  немецкой классической философии категория отчуждения  разрабатывалась Фихте, Шеллингом и  особенно Гегелем, который связал понятие с саморазвитием духа, в процессе своей деятельности  отчуждающим себя от самого себя для того, чтобы познать себя в своем инобытии. Фейербах,  критикуя религию, видел в Боге  отчужденную от человека его  собственную сущность, которой  приписывается иллюзорное  сверхъестественное существование и господство над человеком. Маркс связывал отчуждение с  разделением труда, частной  собственностью и рассматривал его как  специфический феномен  буржуазного способа производства  (отчужденный труд). В марксистской философской традиции  отчуждение понимается как объективное превращение человеческой  деятельности и ее результатов в  самостоятельную силу,  враждебную человеку и подчиняющую его. В современной западной  науке понятие отчуждение  используется как в объективном, так и в субъективном аспектах. Это и объективное состояние, находясь в котором человек своей  деятельностью противоречит реализации  собственной сущности, и чувство  отчужденности по отношению к своей деятельности, ее результатам и  самому себе, ощущение невыносимой заброшенности в чуждом,  враждебном мире, одиночество.  Отчуждение понимается как разрыв  индивида с социальной жизнью,  нарастающий по мере исторического  развития человечества. Хайдеггер  интерпретирует отчуждение как способ бытия человека в условиях  общественности, Фромм — как наиболее общее выражение социальной  психопатологии современного мира. В узком смысле отчуждение  представляется как явление,  порождаемое господством над людьми  вещей, товарно-денежных  отношений, техники и технологии, в  широком — как качественное состояние совокупности социальных связей. Отчуждение описывается как  фундаментальная тенденция  современной эпохи, как выражение  несвободы личности, имеющее разные  аспекты: экономический,  политический, социальный,  экологический, технологический,  духовный — т. е. выступает как  синтетическая категория,  резюмирующая диагноз болезни  современной цивилизации. Вместе с тем исключительно широкое  употребление термина делает его  расплывчатым, многозначным,  пригодным лишь для обозначения внешних симптомов  неблагополучия и требующим объяснения на основе иных, более  конкретных категорий. В  индустриальной социологии в 60—70 гг.  проводились эмпирические  исследования отчуждения в труде и  разрабатывались конкретные  программы его преодоления,  вошедшие в систему «человеческих  отношений», «гуманизации труда» и т. п. Проблема преодоления  отчуждения как исторически  сложившегося способа организации человеческих отношений  предполагает комплексный подход как в теоретическом, так и в практическом планах.

Рекомендуем прочитать