Ортега-и-гассет

ОРТЕГА-И-ГАССЕТ Хосе (1883—1955) — испанский  философ, публицист и общественный деятель. Основал журнал и  издательство Revista de Occidenta и «Библиотеку идей XX в.»,  оказавшие огромное влияние на  развитие испанской культуры в целом. Блестящий эссеист, сложнейшие философские работы которого написаны живым литературным языком, насыщены  оригинальными метафорами и яркими  художественными образами.  Философская эволюция Ортеги шла от  неокантианства через философию жизни к экзистенциализму.  Синтез идей, разработанных в рамках этих направлений, Ортега назвал «рациовитализмом» или учением о «жизненном разуме». В этом учении подвергается острой  критике классический идеализм и, прежде всего, картезианство — за схематизм, абстрактность,  неспособность дать какие-либо  спасительные ориентиры потерявшему веру в научный разум человеку. По его мысли, на место  «физико-математического» разума  должен стать «жизненный» или  исторический разум, главный предмет деятельности которого — человеческая жизнь. Проблемы  философии истории занимали в учении Ор теги центральное место. Отвергая крайности биологизаторских  трактовок жизненного разума, он  утверждает, что только история позволяет по-настоящему проникнуть в тайну человеческого бытия. Человек есть жизненная драма,  разыгрывающаяся в определенных обстоятельствах и проявляющаяся во времени.  Благодаря накопленному в течение  жизни опыту, человек твердо знает, кем он быть не собирается. В этом  смысле прошлое онтологически  сохраняется в жизни как настоящее,  определяя выбор человека в данный  момент времени. Таким образом,  история — единственный путь к  самоопределению нашего бытия в мире, а исторический разум —  единственное средство познания жизни. В социологии наиболее известна  работа Ортеги «Восстание масс», а в культурологии — «Дегуманизация искусства», в которой он выступил как теоретик модернизма. Общество Ортега рассматривал как  динамическое единство двух элементов — элиты и человека-массы. Критерий выделения элиты — этический: предъявление к себе более высоких требований, чем к другим, умение вырабатывать «жизненную  программу». Нормальные  взаимоотношения этих элементов социальной структуры состоят в подчинении массы культурно-творческому  меньшинству. Особенностью  современного кризисного состояния  европейской цивилизации является  восстание человека-массы против элиты. Следствия этого  восстания — катастрофическое  снижение культурных стандартов,  нивелировка личности в массе,  конформизм, снижение уровня  морали, рост социальных болезней, политические стрессы.  «Философская социология» Ортеги  противопоставляет индивидуальное как выражение подлинного  конкретного «Я», и социальное — как чуждое творческой сущности  человека. Характерные черты  социального действия —  иррациональность, безличность,  принудительность. Ортега оказал  большое влияние на европейскую социологию, одним из первых  поставив проблему «массового  общества» и «массовой культуры». Философия истории Ортеги, и в особенности его концепция «перспективизма» (познающий  человек конструирует мир в  «перспективу», определяемую его  местонахождением в природной и  исторической реальности), оказала существенное влияние на  философскую мысль Латинской  Америки, так как давала обоснование мировоззренческому  плюрализму.

Рекомендуем прочитать