Онтология

ОНТОЛОГИЯ (от греч. ontos — бытие, logos — слово) — учение о бытии как таковом, независимом от частных его разновидностей.  Термин впервые появился в  «Философском лексиконе» Р. Гоклениуса (1613) для подчеркивания только бытийного содержания  «метафизики», которая в ряде трактовок  сохраняла различные элементы  гносеологии. В дальнейшем употреблении в XVIII в. термины «онтология» и «метафизика» нередко  пересекались, но к середине XIX в. они  расходятся, во многом в связи с дезактуализацией понятия «метафизика». Онтология является одним из  важнейших разделов философии наряду с гносеологией, этикой, социальной философией и др., образуя вместе с ними системное целое  философского учения. Особенно тесной  является связь онтологии с гносеологией: определенная онтология  предполагает определенную,  соответствующую ей гносеологию и наоборот. Онтология также образует  фундамент для этики, ибо философское обоснование нравственности (жизнеучения) невозможно вне связи с вопросом о сущем. Подобная связь и взаимозависимость частей  (разделов) философии со всей  очевидностью проявилась впервые у  Платона, в метафизике которого различие между миром идей и миром вещей подразумевало гносеологический критерий (умопостигаемость и постижимость чувствами), а мир идей — бестелесных образцов  вещей имел также и значение  нравственного совершенства и  нравственного образца.  Вышеупомянутая связь онтологии,  гносеологии и этики также отчетливо  прослеживается в философии  стоиков, эпикурейцев,  неоплатоников и в других античных школах. Не исчезает она и в  средневековой философии. Будучи  неотъемлемым компонентом  философского знания, онтология  претерпевала немалые изменения в  процессе исторической эволюции философии. Эти изменения  носили как качественный  (содержательное наполнение), так и  количественный (удельный вес  онтологической  проблематики)характер. Менялся способ постановки, формулировка онтологических вопросов, сами они были  подвержены дезактуализации и реактуализации. Так, впервые в истории философии онтологическая  проблематика в чистом виде  вычленяется в Элейской школе, и ее удельный вес остается весьма  высоким на протяжении всей  Античности и Средневековья, вплоть до эпохи Нового времени включительно. В конце XVIII и особенно в XIX в. происходит «разонтологизация» философии в связи со стремлением многих  философов и целых философских школ (позитивизм, прагматизм, неокантианство и др.) преодолеть «старую метафизику» и создать  новую философию, ориентированную на науку и построенную по ее  модели. В философии XX в. происходит (при сохранении  «антиметафизических» тенденций) реабилитация  онтологии (неореализм, «критическая онтология», диалектический  материализм, философия Хайдеггера), что сопровождалось значительной качественной трансформацией  рассматриваемой онтологической  проблематики.

Рекомендуем прочитать