Общественный прогресс

ОБЩЕСТВЕННЫЙ  ПРОГРЕСС — Слово «прогресс» — латинского происхождения, оно означает движение вперед, успех. Вопрос об общественном  прогрессе является одним из  центральных в социальной  философии. Он тесно связан с такими  основными вопросами истории, жизни общества, как причины и движущие силы общественного развития, перспективы  человечества, судьбы различных  социально-экономических систем,  государств, классов, партий. Идея  исторического прогресса появилась во второй половине XVIII в. в связи с объективными  процессами становления и развития  капитализма. Творцами его  первоначальных концепций были А.Р.Ж.Тюрго и Ж. А. Кондорсэ, предложившие его  рационалистическую теорию.  Впоследствии глубокую трактовку  прогресса дал Г. Гегель. Он пытался  показать историю как единый  закономерный процесс развития от  низшего к высшему, в котором  каждая историческая эпоха выступает как обязательная ступень в  восходящем движении человечества. Его концепция была идеалистической, трактовавшей всемирную историю как прогресс в сознании свободы, движение от одной духовной  формации к другой. К. Маркс и его  последователи, исходя из  материалистического понимания истории,  связали общественный прогресс с  развитием материального производства, с движением общества от одной  общественно-экономической  формации к другой. В соответствии с этой позицией общественный прогресс определяется как такое изменение и развитие социально-экономических структур общества, при котором  создаются условия для успешного  развития производительных сил и на их основе для все более полного  развития человека, для повышения  благосостояния народа. Исходя из такого понимания прогресса решается  вопрос об его критериях. Это прежде всего уровень развития  производительных сил, производительность общественного труда. А поскольку основной предпосылкой, условием проявления этого критерия  выступают производственные отношения, то они также становятся важным  показателем прогресса. И то, и другое, в свою очередь, получает итоговое выражение в степени, мере развития человека как личности. Наряду с концепциями общественного  прогресса есть немало  противоположных, связанных с его отрицанием. Среди «нигилистов» — Ф.Ницше, О.Шпенглер, К.Поппер, Ф.Фукуяма и др. Они исходят из того, что количество зла в мире не уменьшается, жизнь людей в  итоге не улучшается, в обществе  происходят только «изменения»,  существуют лишь вечные  круговороты и т. д. Утверждение и  развитие идеи прогресса идет поэтому в постоянной борьбе с  «нигилистическими» и другими  взглядами, связано с отстаиванием  такого диалектического понимания истории, которое предполагает ее противоречивость, отсутствие прямой, исключающей зигзаги и регрессивные, попятные  движения, линии восхождения к  лучшему и совершенному, учет новых социально-экономических  реалий.

Рекомендуем прочитать