Общественный договор

ОБЩЕСТВЕННЫЙ  ДОГОВОР — теория, служащая для объяснения сущности и  происхождения государства. Истоки данной теории можно  обнаружить еще в античной мысли — в произведениях Платона и  особенно Т.Лукреция Кара. Большую популярность теория  общественного договора приобрела в XVII—XVIII вв., когда ее стали использовать для критики  существующих форм государства и обоснования новых форм,  конструируемых  общественно-политической мыслью Нового  времени (Г.Гроций, Т.Гоббс,  Б.Спиноза, Дж. Локк, С.Пуфендорф, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант и др.). Этой цели служило также понятие  «естественного состояния»,  осмысляемое как антипод государству и гражданскому обществу, как до государственное и доцивилизационное состояние (предыстория) и как состояние неограниченной свободы и равенства. Значение общественного договора состоит в том, что посредством него  учреждается государство, и на  смену хаосу естественного  состояния приходит политическая организация, возникает общепризнанная власть. Суть общественного  договора состоит в добровольном  ограничении людьми (или вступающими в соглашение общинами) своей  свободы ради взаимной безопасности, гарантий собственности и других общих выгод. Люди отказываются от части своих естественных прав, которые передаются на  определенных условиях одному лицу (или группе лиц) — суверену — с тем, чтобы он осуществлял власть в  интересах всего общества.  Общественный договор, таким образом, уже в самой своей идее исключал деспотическое господство, ибо в  соответствии с ним передается только часть прав и на условиях  соблюдения сувереном общей пользы. Надо заметить, что у некоторых ученых встречается идея двух  общественных договоров. Один из них заключается между людьми и  учреждает государство, другой  заключается между уже созданным  политическим обществом и правителем, наделяя его правом власти. Многие теоретики общественного договора считали, что нарушение сувереном условий договора, действия вопреки общей пользе освобождают  подданных от обязательств подчиняться ему и даже позволяют добиваться его свержения. Несмотря на свою популярность, идея общественного договора  имела и решительных противников как в лице приверженцев  божественного (Р. Филмер, Р. Кумберленд), так и естественного (А. Ферпоссон) происхождения государства. В первой половине XIX в. на  волне критики идеологии  Просвещения теория общественного  договора выходит из употребления, однако с конца XIX в. можно  наблюдать постепенное  возрождение интереса к ней.

Рекомендуем прочитать