Неотомизм

НЕОТОМИЗМ — философское направление обновленного томизма, т.е. философии Фомы (Thomas — лат.) Аквинского, философа XIII в. В 1879 г. неотомизм получил  признание главы римско-католическолй церкви (папы Римского) и с этого времени составляет важную часть официальной доктрины  католицизма. Наиболее известные  представители неотомизма — Э.Жильсон, Ж. Маритэн, В.Бруггер, А.Демпф, Й. де Фриз, Д. Мерсье, К. Фабро и др. В неотомизме возрождаются  основные категории философии Фомы Аквинского, такие как бытие (esse), сущее (ens), существование  (essentia), акт и потенция, форма и  материя. С точки зрения неотомизма, именно Фома Аквинский наиболее правильно решил основные  философские проблемы, поэтому его творчество имеет непреходящее  значение. Новую философию, начиная с эпохи Возрождения, неотомизм рассматривает в качестве  непрерывной цепи отклонений, ошибок и  заблуждений, поэтому ставит задачу возрождения духа средневековой философии. На этом пути  представители неотомизма видят  преодоление хаоса современной жизни,  обретения ясности, возрождения  духовных ценностей. Развитие  науки, прежде всего естествознания, стремительно исходящее с  Нового времени, согласно неотомизму, помимо положительных сторон имело и отрицательные. В  частности, наука уводит  современного человека от понимания  значения нравственных и религиозных идеалов. Человек излишне  уверовал в науку, в то время как в  соответствии с неотомизмом наука не в состоянии и не должна решать вопросы о конечных причинах бытия и смысла человеческого существования. Она изучает  вторичные причины и внешнюю (функциональную) связь  явлений. Особое значение неотомизм придает понятию личности.  Личность не может существовать вне свободы, самосознания,  проявлений духовного творчества.  Личность самоценна; все люди имеют одинаковую нравственную  ценность, независимо от их  социального происхождения, положения в обществе, национальности,  цвета кожи и т.п. Неотомизм  стремится возродить и сохранить  традиционные для христианства ценности, такие, как личность, семья, церковная община,  профессиональный долг, родина,  государство. Отвергая  индивидуализм и коллективизм как  одинаково ложные крайности,  неотомистская философия разрабатывает понятие солидаризма. Солидаризм предполагает нахождение  механизмов согласования интересов  общества и личности, интересов  различных классов и социальных групп. Солидаризм обосновывается  христианским принципом любви к ближнему. Крупнейшими центрами по разработке и пропаганде  неотомизма являются Академия Св.  Фомы в Ватикане, Парижский  католический институт, Католический университет в Милане, Высший  институт философии при Лувенском университете (Бельгия), Институт в Пуллахе (близ Мюнхена) и др.

Рекомендуем прочитать