Неоплатонизм

НЕОПЛАТОНИЗМ  последний этап развития античного платонизма (III—VI вв.).  Основоположником неоплатонизма был Плотин, учившийся в  Александрии у Аммония Саккаса, который излагал свои мысли только устно. Лекции же самого Плотина («Эннеады») были изданы его  учеником Порфирием. Неоплатонизм представляет собой систематизацию идей, разбросанных в диалогах Платона, которые были дополнены идеями стоицизма, аристотелизма, неопифагореизма. Идеализм  Платона заключал в себе значительный элемент дуализма, поскольку наряду с миром идей допускал независимое от него существование материи, а все вещи и человека считал их  противоречивым сочетанием. Учение же Плотина является  последовательной системой объективного идеализма. С точки зрения  неоплатонизма, абсолютным первоначалом бытия выступает Единое, постичь которое невозможно никакими  усилиями человеческой мысли.  Убедиться в бытии Единого возможно только на путях апофатической  (отрицательной) теологии. Вместе с тем Единое уподобляется Солнцу и мыслится извечным источником эманации (истечения, излучения), посредством которой возникают все менее совершенные и общие, все  более множественные и телесные  сферы бытия. Второй ступенью  эманации становится Ум. Ум  раздваивается на объект (само Единое) и  субъект (собственно Ум), заключающий в себе совокупность платоновских идей. Третья ступень эманации — Мировая Душа, которая и излучает весь мир конкретных единичных  вещей. Результатом полного угасания творческого процесса эманации  остается материя, абсолютный мрак и холод, диаметральная  противоположность ослепительному свету — Единому. Так нарисована схема любой системы объективного идеализма — «развитие вспять», от абстрактного к конкретному. Плотин и Порфирий образовали Римскую школу неоплатонизма, а в дальнейшем существовали  сирийская (Ямвлих, IV в.),  александрийская (Гипатия, Иоанн Филопон и др. V в.) и афинская (Прокл, V в.). Последняя была закрыта декретом византийского  императора Юстиниана в 529 г., что  принято считать символической  датой кончины античной  философии. Неоплатонизм, обильно включавший в свои построения образы древнегреческой  мифологии, находился в сложных  отношениях с христианством. С одной стороны, это была борьба  неоплатоников и христиан, в ходе  которой они разоблачали друг друга (Порфирий, «Против христиан»). С другой стороны, христианство осуществляло заимствования из неоплатонизма. Главным образом под влиянием последнего  сформировался главный догмат  христианства о триединстве Бога. Кроме того, комментаторская и переводческая деятельность  неоплатоников V—VI вв. оказала огромное воздействие на  формирование средневековой  философии в Западной Европе и в  Византии.

Рекомендуем прочитать