Неогегельянство

НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО  течение в философии конца  XIX—первой трети XX вв. В 1930 г. создана международная организация  неогегельянства — «Гегелевский союз». Основные представители: Ф. Брэдли, Б.Бозанкет, Дж. Мак-Тагтарт, Р. Коллингвуд (Великобритания), Дж. Ройс (США), Г. Боланд  (Нидерланды), Б.Кроче, Дж. Джентиле (Италия), Т. Литт, Р. Кронер  (Германия), А. Кожев, Ж. Ипполит  (Франция). Неогегельянство  трансформирует гегелевское учение о  противоречии, его взгляды на соотношение индивидуального и всеобщего, на государство, личность, историю,  сознание, религию. Центральный пункт гегелевской диалектики — учение о противоположностях — оценивается как ошибочное (Мак-Таггарт). Идея о  противоречии заменяется концепцией  «синтеза различия». Триадическая структура развертывания  противоречий заменена Б.Кроче  диадой. Неогегельянство делает  попытку синтеза гегелевского  учения об абсолютном духе и идей персонализма и  экзистенциализма. Абсолютный дух  рассматривается как совокупность  индивидуальных сознаний  (Мак-Таггарт), как высшая форма  индивидуальности (Бозанкет).  Философия духа, по мнению Ж.  Ипполита, выявляет всеобщие  характеристики человеческого  существования. В неогегельянстве  осуществлена попытка интерпретировать диалектический метод Гегеля как единство рационального по  форме и иррационального по  содержанию. Сделаны попытки  объединения философии Гегеля с  неокантианством (Виндельбанд, Риккерт, Кассирер), с  философией жизни (Кронер). В области философии истории, философии культуры представители  неогегельянства стоят на различных, часто противоположных  позициях в зависимости от своих  идеологических пристрастий. Так, в Германии с помощью идей Гегеля утверждалось абсолютное  господство нации, государства над атомизированными индивидами. Джентиле, официальный идеолог фашизма, рассматривал государство как высшее воплощение  нравственной воли. Кроне отстаивал  относительную автономность сфер культуры, свободу отношения  индивида к общему. Среди русских  мыслителей тенденция перехода от  неокантианства к неогегельянству  обнаруживается в работах П. И. Новгородцева. Идея объединения русской религиозной философии,  феноменологии и гегелевских идей  присутствует у И.А.Ильина, который  стремился создать универсальную  феноменологию религиозного опыта.

Рекомендуем прочитать