Неофрейдизм

НЕОФРЕЙДИЗМ  направление в психологии, психиатрии,  социологии и философии, получившее распространение преимущественно в США. Основными  представителями неофрейдизма являются Г.Сал ливан, К. Хорни и Э. Фромм. К  неофрейдизму также нередко относят A. Кардинера, Ф. Александера и  некоторых других представителей психоанализа. В то же время всех их объединяет приверженность  определенным идеям и установкам фрейдизма (прежде всего  психологизм в подходе к общественным  явлениям), а также стремление  переосмыслить учение Фрейда в  направлении его большей социологизации. В этом отношении почва для  неофрейдизма была подготовлена  первыми «раскольниками» внутри  психоанализа — А. Адлером, О. Ранком, B. Райхом, К. Юнгом. Все они, за  исключением В. Райха, отвергли фрейдовский биологизм,  сексуальный детерминизм и инстинктивизм, придавали меньшее  значение бессознательному. Значительное влияние на  формирование неофрейдизма  оказали этнопсихологические  изыскания этнографов Р. Бенедикт, К. Дюбуа, Б. Малиновского, Р.Линтона, М.Мид, Э.Сапира, И. Халлоуэла. Так, Б.  Малиновский пришел к выводу о том, что Эдипов комплекс отнюдь не  универсален в том виде, как его  описал Фрейд, а Р. Бенедикт и М. Мид продемонстрировали  пластичность человеческой природы, считавшейся у Фрейда  неизменной, и строгую зависимость  особенностей психики от  особенностей культуры. Специфические приемы воспитания порождают у всех представителей данной эт но-культурной общности  типичные черты характера, которые А. Кардинер назвал «базовой  личностью». Концепция базовой личности давала возможность не только перейти от культуры к  индивиду, но и позволяла вывести первую из последнего,  рассмотрев культуру в качестве проекции вовне базовой личности. К. Хорни после эмиграции в США в 1932 г. обнаружила, что подоплека невротических  конфликтов у пациентов в Новом свете существенно отличалась от тако 256 Непосредственное и опосредствованное вой у пациентов в Германии и  Австрии. Осмысление этих фактов  привело Хорни к отказу от  фрейдистской теории инстинктов и к  признанию социо-культурной  обусловленности психопатологии. Помимо чрезмерной биологической  ориентации к числу глубочайших  методологических ошибок Фрейда Хорни отнесла склонность к  дуалистическому и  механико-эволюционистскому мышлению. Однако неофрейдисты остались приверженными идее  бессознательной эмоциональной мотивации  человеческой деятельности. Сохранив ядро психоаналитического метода, неофрейдисты подвергают его  переинтерпретации с позиций  «культурного» подхода. Всякая  психопатология относительна и специфична для данной культуры. Каждый невроз вызывается внутренними  конфликтами, в основе которых лежат  связанные с социальным окружением индивида мотивы и побуждения,  хотя существует и общий  неспецифический фактор, создающий для него предпосылку — это возникающее в детстве чувство страха,  беспомощности перед враждебным миром («базовая тревожность»), которое может быть смягчено или  усугублено воспитанием. В последнем  варианте у индивида развивается  множество защитных реакций,  выражающих невротическую  направленность его характера. Неофрейдисты описали несколько разновидностей невротического характера и  проанализировали вызывающие их конфликты, типичные для образа жизни людей в XX в.

Рекомендуем прочитать