Наука

НАУКА — сложное  общественное явление, имеющее  многогранные связи с миром. Ее  можно раскрывать с четырех  основных сторон. Во-первых, со  стороны теоретической как систему объективно-верного знания о  существенных связях  действительности. Во-вторых, со стороны  общественного разделения труда как вид общественной  деятельности. В-третьих, с точки зрения  институциональной как  определенную социальную организацию, социальный институт,  регулирующий научную деятельность. И, наконец, в-четвертых,— со  стороны практической роли,  общественной функции. Все эти  стороны тесно связаны друг с другом, и потому сколько-нибудь полный анализ науки как общественного явления не может обходиться без учета этой связи. Исходя из этого, дается общее определение науки. Наука — это динамичная система объективно-достоверных знаний о существенных связях действительности, получаемых и  развиваемых в результате специальной  общественной деятельности и  превращаемых благодаря их применению в непосредственную практическую силу. Развитие науки определяется в итоге общественными  потребностями. Большое значение в ее  прогрессе имеют и ее внутренние законы: общие, связанные с основными принципами диалектики, и более конкретные, такие, как движение знаний от проблемы к гипотезе и дальше к закону и теории, закон ее ускоренного, экспоненциального развития, принцип соответствия  новых открытий прежним научным достижениям, закон интеграции и дифференциации наук,  математизация научных знаний, закон  кристаллизации знаний и другие. Довольно часто наука определяется как форма общественного сознания. Это  неверно, ибо не согласуется с  критериями выделения, основными  свойствами форм общественного  сознания: каждая форма отражает  какую-то сторону общественного  бытия, а не мир в целом, имеет в своем составе идеологический и  обыденный уровни, которые науке не  свойственны, является предпосылкой, источником определенных  идеологических отношений. Поэтому  науку как духовное явление следует  характеризовать не как особую форму общественного сознания, а как  совокупность способов, методов,  приемов получения объективных  знаний о закономерностях мира. В эту совокупность включаются: логика, правила доказательств, опытно-экспериментальные  данные,  инструментально-техническая база, приемы обработки  фактического материала,  формирования научных принципов и теорий, открытия научных законов и т. д. Применение этих процедур  применительно к различным  объектам дает нам физическую,  биологическую, экономическую и  другие науки. Наиболее цельная и многосторонняя характеристика науки дается в специальной  области исследования, называемой науковедением. Последнее  выступает как учение о  закономерностях развития и  функционирования науки как системы знания и социального института, как вида деятельности и практической  силы.

Рекомендуем прочитать