Научный потенциал

НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ — мера способности научной  системы при данном уровне своего развития в более или менее строго отмеренный промежуток времени реализовывать возможности,  содержащиеся в ее наличных ресурсах, в целях удовлетворения как своих  потребностей, так и потребностей  социальной системы, в которую она входит в качестве подсистемы.  Научный потенциал представляет  собой единство, с одной стороны,  качественной (научные ресурсы) и  количественной (уровень развития  науки) определенности, а с другой — действительного, т. е. достигнутого наукой, и возможного, т. е.  достижимого при условии полного  использования качественного и  количественного параметров науки. Для характеристики научного  потенциала существенное значение имеет анализ его структуры,  выяснение того, каковы его  составляющие и какой характер носит их  субординация. Термин «составляющие научного потенциала» включает в себя как представление о  соответствующем научном ресурсе, так и об уровне его развития. В состав  научного потенциала включаются такие составляющие, как совокупность наличных научных знаний,  кадровая, материально-техническая,  информационная,  организационно-технологическая,  организационно-общеэкономическая,  организационно-социальная,  управленческая, финансовая, ценностная,  результативная. Если для  характеристики исходной составляющей  научного потенциала первостепенное значение имеет фундаментальная наука, то для характеристики  результативной составляющей  важна прикладная наука.  Нахождение правильной меры  соотношения фундаментального и  прикладного в научном потенциале в каждый данный момент зависит от организационных  составляющих научного потенциала. Наука, как и любой другой вид  социальной деятельности, представляет собой противоречивую систему живой и опредмеченной  деятельности. Научный потенциал  относится именно к области  опредмеченной научной деятельности. Он выступает, с одной стороны, как накопление результатов  предшествующей живой научной  деятельности, а с другой — в  качестве объективных рамок, в которых осуществляется эта  деятельность. Освоение наукой  предметной действительности  невозможно без предварительного  распредмечивания накопленного ранее научного потенциала.

Рекомендуем прочитать