Научная картина мира

НАУЧНАЯ КАРТИНА  МИРА. Различают частные и общие научные картины мира. Частная картина функционирует в  конкретных областях знания. В  развитии физики, например, выделяют смену трех физических картин — механическую,  электромагнитную и квантово-релятивистскую, находящуюся в становлении.  Общая картина мира возникает в  результате синтеза философии и обобщений различных наук.  Долгое время роль такой общей  картины мира выполняла натурфилософия. Ядром научной картины мира являются элементы философско-мировоззренческого характера. Научная картина мира является опосредствующим звеном между наукой, теорией, философией и культурой. Наука имеет дело с  абстрактными теоретическими  конструктами. Однако она не может  обойтись без некоторых наглядно  представляемых моделей изучаемых объектов. Научная картина мира придает наглядность ненаглядным теоретическим конструктам,  объективирует их. На основе одной  конкретно-научной картины мира могут создаваться и существовать  несколько общих теорий. Трудно  полностью абстрагировать научную картину мира от общей теории,  поскольку язык научной картины  входит в нее. Язык картины мира более приближен к языку обыденной речи, он более обобщен и образен, менее точен и конкретен, менее  формализован. Методологические функции картины мира многообразны.  Научная картина, обладая эвристическим потенциалом, участвует в  выдвижении и элиминации гипотез,  ориентирует на способы решения научных проблем, очерчивая область  возможных средств. Особенно ее  эвристическая роль значима в период  становления фундаментальных теорий. Когда отсутствует надлежащее  теоретическое объяснение, она может сама обладать такой силой. Научная картина мира связывает  теоретический уровень с эмпирическим, способствуя выработке  экспериментальных схем и  интерпретации полученных результатов.  Научная картина цементирует  научное сообщество, обеспечивая единое пространство понимания изучаемых процессов,  способствует переводимости языка  теорий, сосуществующих или  сменяющих друг друга в ее границах. В XVII—XIX вв. господствовала так называемая механическая картина мира. На ее основе  пытались строить не только  естественно-научные теории, но и  гуманитарные дисциплины —  психологию, социологию, историю и пр. В конце XIX—начале XX вв. ряд философов выступил с  требованием вывести «науки о духе» (Дильтей), «науки о культуре» (Риккерт) из-под сферы влияния методологии, разрабатывавшейся для естественных наук.  Категория «научная картина мира»  может быть соотнесена с другими категориями философии науки — «парадигмой» (Кун),  «исследовательской программой» (Лакатос, Фейерабенд), стилем научного мышления. Научная картина  мира является одним из базовых компонентов этих  логико-методологических образований.

Рекомендуем прочитать