Народничество

НАРОДНИЧЕСТВО  идейное течение и общественное  движение, возникшие в России в 50-е гг. XIX в., менявшиеся по  характеру, но сохранившиеся вплоть до начала XX в. Духовные истоки народничества — в  западноевропейских теориях  утопического социализма, в учениях  славянофилов об особом строе русского национального характера,  русской народной культуры. В  народничестве выделяют два направления — революционное и либеральное. Программу первого формулируют А. Герцен, Н. Чернышевский. Она является и антикрепостнической и антибуржуазной. Ее суть выражает мысль о том, что Россия должна  развиваться по некапиталистическому пути. Идеологам народничества коллективистские отношения  российской деревни представлялись  более плодотворными, чем  западноевропейский буржуазный  индивидуализм. Они доказывали  необходимость революционного  преобразования  самодержавно-крепостнического строя в крестьянский  социализм, основанный на артельном  труде, коллективной собственности на землю, общинном самоуправлении, демократическом равноправии,  традиционных нравственных нормах народной жизни. В конце 60-х —  начале 70-х гг. появляется  либеральное народничество. Его  философским выражением стала  субъективная социология П.Лаврова,  Н.Михайловского. Они утверждали, что движение по пути прогресса  вдохновляется представлениями о  социальном идеале. А это общество, цель  которого — всестороннее развитие  личности на основе «общинного начала», «человеческой солидарности»,  равенства и справедливости. Ведущей  силой изменений в этом направлении должны быть «критически мыслящие личности», интеллигенция. При этом Н. Михайловский писал о  «героях и толпе» и необходимости  реформ. А.П.Лавров не исключал революции, но подчеркивал, что для ее осуществления требуется просвещение народа. Эти идеи побудили интеллигенцию к  «хождению в народ», неудачным  попыткам революционной агитации среди крестьян. П. Лавров  критиковал М.Бакунина,  П.Кропоткина, П. Ткачева — идеологов  анархизма, экстремистского течения в народничестве, выразившегося в организации крестьянских  бунтов, создании кружков  заговорщиков для будущей  революционной диктатуры,  террористических актах нелегальных  объединений «Земля и воля», «Народная воля». В 80—90-е гг.  революционное народничество уступает место марксистскому  движению. Преобладающим  становится либеральное  народничество с его теорией «малых дел» (Я.Абрамов, С.Кривенко),  понимаемых как поддержка  коллективистских форм хозяйства. В начале XX в. такие теоретики народничества, как В. Чернов, Л. Шишко по-прежнему считают губительной для России  капитализацию деревни, отстаивают  необходимость общественной  собственности на землю, ее  «уравнительно-трудового пользования». Они выступают за установление демократической республики и  федеративное устройство государства.

Рекомендуем прочитать